В зале новейших течений Государственной Третьяковской галереи открылась новая выставка «»Ди Папл» под фанеру». Это первое мероприятие из цикла «Художник как музыкант».

На видеоэкране под фонограмму Deep Purple лупят по фанерным гитарам несколько человек в лохматых париках, похожие не столько на авторов «Дыма над водою», сколько на бэнд из «Бременских музыкантов». Перед экраном безмолвствуют фанерные гитары, ударные установки, клавишные, сделанные с прилежанием кружка «Умелые руки» и рвением школьного фан-клуба. Популярная забава под названием «»Ди Папл» под фанеру» появилась в 1997 году: художники Константин Звездочетов, Александр Петрелли и Борис Матросов, не дожидаясь первых московских гастролей Deep Purple, решили, что поколбаситься на концерте самой народной рок-группы можно и без живых Яна Гиллана и Джона Лорда.

Это была отнюдь не первая попытка художников влезть в шкуру рок-звезд. Константин Звездочетов входил в арт-группу «Мухоморы» и участвовал в записи мухоморского «Золотого диска». А в 1985 году Свен Гундлах, один из «Мухоморов», вместе с художниками Сергеем Воронцовым, Никитой Алексеевым, Николой Овчинниковым и другими создали ставшую довольно знаменитой группу «Среднерусская возвышенность».

Западные да и отечественные рок-звезды – Дэвид Бирн и Дэвид Боуи, Борис Гребенщиков и Виктор Цой – нередко пробовали себя в качестве художников. Но музыканты занимаются искусством хоть и дилетантски, но всерьез. Что же до «Мухоморов», «Среднерусской возвышенности» или совсем уж капустнического «Ди Папл», то они не скрывали, что не умеют играть ни на одном инструменте. В начале 1980-х пародийный рок «Мухоморов» и «Среднерусской возвышенности» обыгрывал вынужденную невсамделишность всего квартирно-подпольного искусства того времени, когда статус признанной арт-звезды казался столь же недостижимым, что и слава рок-идола. Впрочем, и нынешним художникам далеко до славы Яна Гиллана. А все-таки хочется.

На вечере в Третьяковке выступали – не с музыкой, а с воспоминаниями – бывшие участники «Мухоморов», «Среднерусской возвышенности» и «Ди Папл» Сергей и Владимир Мироненко, Никола Овчинников, Сергей Ануфриев и Александр Петрелли. Они говорили, что художнику-концептуалисту всегда нужно быть кем-то другим и самое страшное – это если его всерьез сочтут тем, кем он притворяется. Свен Гундлах распустил группу, увидев, что публика не на шутку заводится от их музыки. Но в архивных видеозаписях «Среднерусская возвышенность» воспринимаются как самая настоящая и не самая худшая рок-группа. Да и выступления «Ди Папл» собирают фанатов не менее преданных, чем те, что рвутся услышать «Smoke on the water» в аутентичном исполнении. Так что рок-эскапады художников подтвердили известный принцип, постулированный еще Марселем Дюшаном: искусство – это то, что сочтет таковым публика. А если кто-то трясет зажигалкой под фанерный «Ди Папл» – значит, это рок-концерт.

После художников-рокеров в программе ожидаются художники-шаманы и художники-диджеи, каковые, как выяснилось, тоже водятся в нашем искусстве.

Зачем художники прикидываются рок-звездами, выясняла ИРИНА Ъ-КУЛИК.

И.С.

ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом""

*