На днях социологи ВЦИОМ опубликовали данные опроса об отношении граждан РФ к своему здоровью. Выяснилось, что почти половина респондентов не доверяет врачам, а каждый третий предпочитает лечиться самостоятельно. Медики уже бьют тревогу. Самолечение и недоверие к врачам – одна из причин того, что показатели здоровья нации системно ухудшаются. Эксперты убеждены: в сложившейся ситуации виноваты безразличие медиков к проблемам пациентов, длинные очереди в поликлиниках, аптеки, готовые отпускать лекарства без рецепта, и… менталитет россиян. Сегодня для большинства людей даже температура 40 – не повод пропускать работу.

В последнее время даже высокую температуру люди «лечат» сами. Фото: ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВ

По данным социологов ВЦИОМ, более 60% россиян недовольны качеством обслуживания в клиниках и больницах. И число недовольных растет с каждым годом. Огромные очереди и нехватка медицинских сотрудников делают свое дело – осмотр превращается в простую формальность. Хождение по поликлиникам в нашей стране – дело многотрудное: людям приходится зачастую сталкиваться и с бюрократией, и с хамством, и с очередями. «Каким бы больным ни был человек, врач не примет его без полиса обязательного страхования, социального номера и статус-талона, – объяснила «НИ» терапевт Татьяна Сергеева. – В очереди за последним человеку приходится просидеть часа два. На это терпения хватает, пожалуй, только у пенсионеров».

В регионах попасть на прием в государственную поликлинику – настоящий подвиг. Скажем, в Нижнем Новгороде очередь за талоном пациенты занимают за несколько часов до начала работы медицинского учреждения – в четыре-пять часов утра, передает собственный корреспондент «НИ» в регионе Сергей АНИСИМОВ. Однако получить заветный талончик удается далеко не всем. Дело доходит до того, что талонами на прием к врачу торгуют с рук по 70–80 рублей. В поликлинике просто не хватает медицинского персонала… Похожая картина и в Ульяновской области, передает собственный корреспондент в регионе Михаил БЕЛЫЙ. Здесь людям просто некуда обращаться за квалифицированной медицинской помощью. Система поликлинической помощи фактически уничтожена – попасть на прием к врачу чрезвычайно сложно. К примеру, на консультацию к некоторым специалистам попасть можно в течение двух-трех месяцев. «Недавно в одну из наших аптек зашла женщина с мужчиной-иностранцем, – говорит менеджер по продажам одной из фармацевтических компаний Роман Блинов. – Как выяснилось, буквально накануне тот перенес инсульт – однако врач не назначил ему никаких препаратов. В итоге нашему фармацевту пришлось проконсультировать беднягу».

Работающему человеку стоять в этих очередях просто некогда. Время – деньги. Поэтому ни то, ни другое люди терять не согласны. К тому же за пропуски во многих компаниях, особенно крупных, штрафуют, лишают премий и даже увольняют. «Человеку оказывается невыигрышно говорить о своих проблемах со здоровьем, – пояснила «НИ» психолог Ольга Осипова. – Кому нужен больной?». В условиях жесткой конкуренции россияне просто вынуждены забыть о своем здоровье. «У нас на первом месте – заработать денег и сесть за руль собственного автомобиля, – пояснил «НИ» главный терапевт Санкт-Петербурга Владимир Симаненков. – Они не понимают, что, став инвалидом второй группы с нестабильным давлением, не смогут держать заветный руль! 40% мужчин страдают артериальной гипертензией, но их приверженность к лечению у врача ужасающе низкая – всего 7%».

По мнению некоторых экспертов, на протяжении многих лет россиян просто-напросто приучили к самолечению. «По радио, по телевизору, на страницах многих печатных СМИ и в Интернете –целые горы информации, как можно самостоятельно вылечить себя и своих друзей от всех болезней, – рассказал «НИ» президент Национальной ассоциации защиты прав пациентов Дмитрий Фустов. – На фоне всего этого человек получает свободный доступ практически ко всем лекарственным препаратам. В аптеках без рецепта можно купить все, кроме наркотиков. В результате у людей вырабатывается мнение, что они умнее врача, а покупка лекарства по любому поводу превращается во вредную привычку».

По данным ВЦИОМ, порядка 37% респондентов предпочитают ставить себе диагноз самостоятельно. Пилюли же покупаются по совету фармацевта в аптеках. Особой популярностью пользуются, по словам экспертов, противопростудные препараты, желудочно-кишечные лекарства и биологически-активные добавки. Парадоксально: покупая лекарство, клиент чаще всего вовсе не имеет понятия, что за недуг с ним приключился.

«Приходит в аптеку человек и говорит, к примеру: у меня болит живот, дайте чего-нибудь, – рассказывает «НИ» Роман Блинов. – И провизор вдруг берет на себя роль врача – ставит на глазок диагноз и советует то или иное средство. При этом мало кто задумывается о целом наборе возможных противопоказаний. Однажды, к примеру, в аптеке вместо банального спазмолитика спазмалгона покупателю предложили спазмекс – препарат, назначаемый при недержании мочи».

Возможности заработать деньги на чужих проблемах со здоровьем в нашей стране много, говорят эксперты. Сплошь и рядом фармацевты помогают клиентам нелегально приобрести то или иное рецептурное средство. И поделать с этим, увы, ничего нельзя.

Владимир Симаненков также признает, что винить во всем аптеки нельзя. «Существуют безрецептурные препараты, и при легких недомоганиях человек вполне может их приобретать без похода к врачу, – пояснил «НИ» главный терапевт Санкт-Петербурга. – В конце концов, 60% хороших современных лекарств появились в наших аптеках в последние 10 лет. Однако у нас любое начинание доводят до абсурда – аптеки стали открывать отделы самообслуживания, будто это супермаркеты! И все потому, что за безрецептурные дорогие препараты фармацевты не несут юридической ответственности. Недавно наши чиновники от медицины спохватились, ужесточили правила отпуска лекарств, но поздновато – в условиях рынка аптеки контролировать трудно».

Ситуация осложняется и широкой рекламой медицинских препаратов. «Почти в каждом вагоне метро вы обязательно натолкнетесь на рекламу того или иного лекарственного средства, – объяснил «НИ» терапевт Борис Акиншин. – Вам доходчиво и популярно объяснят, что в красивых таблетках и пилюлях – сила и здоровье. Ну, разумеется, в погоне за прибылью никто даже и не заикнется о противопоказаниях. Между тем 90% лекарственных препаратов, о которых трубят с экранов телевизоров, нужно было бы продавать по рецептам». Внимательно вглядитесь в рекламный плакат: в большинстве случаев в уголке вы обнаружите незаметную, почти полностью сливающуюся с фоном надпись о противопоказаниях. Лекарственный препарат «Кодеин», например, вызывает привыкание, однако продается без рецепта.

«Реклама фармацевтических средств действительно сейчас сильно развивается, – рассказала «НИ» сотрудник одной из крупных фармацевтических компаний Инна. – Там же можно найти и полезную информацию о тех или иных препаратах, а также о формах лечения. Но задумайтесь, а с чего вы взяли, что это истина в последней инстанции?»

Реклама побуждает россиян скупать лекарства мешками.Фото: ИГОРЬ ХАРИТОНОВ

Таблетки, купленные по совету фармацевта или под влиянием рекламы, вряд ли помогут здоровью. Главное правило успешного лечения – прежде всего диагноз! А поставить его, по словам врачей, можно только после обследования и сдачи всех необходимых анализов. «В зависимости от сложности болезни такая процедура может занять от 30 мин. до трех дней, – объяснила «НИ» главврач столичной поликлиники Татьяна Сергеева. – Классический пример: подцепив ОРВИ, люди бегут в аптеки покупать антибиотики. При этом мало кто в курсе, что их действие абсолютно бесполезно против вирусов. Человек не только не выздоравливает, но получает ко всему прочему дисбактериоз и нарушение работы печени и почек».

Выходов из сложившейся ситуации предлагается множество. Некоторые эксперты считают, что лечиться самостоятельно станут меньше, если реклама медицинских препаратов вообще будет запрещена. Другие предлагают взять под жесткий контроль аптеки. «В западных странах нашли оригинальный выход: цена на лекарство, отпущенное без рецепта, на порядок выше, мол, человек берет на себя ответственность за свое здоровье, но пусть платит за свой риск», – убежден г-н Симаненков. Третьи говорят о пропаганде ответственного отношения к своему здоровью.

Но все эксперты сходятся в одном: пока система российского здравоохранения не восстанет как Феникс из пепла, люди не будут ходить к врачам, предпочитая самолечение, а показатели здоровья нации будут стремительно падать.

ШВЕДЫ МОГУТ ХОДИТЬ ПО ВРАЧАМ, ПРОГУЛИВАЯ РАБОТУ

Скандинавские социологи полагают, что самолечением люди занимаются по двум причинам: из-за нехватки средств на посещение врача и покупку лекарств, а также из-за страха потерять работу. Швеция делает все, чтобы решить эти проблемы. В стране установлена максимальная стоимость пакета лекарств (около 200 долларов). Если медикаменты обойдутся пациентам дороже, за них платит государство.

Что касается рецептов, то в стране с ними очень строго. Есть государственная сеть аптек, где продаются только сертифицированные лекарства, а рецепты строго контролируются. Частных не существует вовсе. Проблем со временем для посещения врача в Швеции тоже нет. В течение недели человек может не ходить на работу даже без уважительной причины. Нужно только позвонить в офис и сообщить, что чувствуешь недомогание. Впрочем, любому лечению шведы предпочитают профилактику. В 60-е годы Швеция стала первой в мире страной, массово применявшей антибиотики. Кстати, ничего хорошего из этого не вышло, поскольку огромное количество жителей страны стали аллергиками. С тех пор считается, что с вирусами и простудами организм должен бороться сам. А помогут ему в этом здоровый образ жизни, пробежки и заплывы в бассейне.

Алексей СМИРНОВ, Стокгольм

В ГЕРМАНИИ ТРЕБУЮТ РЕЦЕПТ ДАЖЕ НА ВАЛИДОЛ

Знакомый переселенец из Петербурга ощутил боль в области сердца и попросил в ближайшей аптеке валидол. «Что вы! – переполошились там. – Никакого самолечения! Любые лекарства – только по рецепту!»

Страховая медицина в Германии требует от каждого клиента наличие семейного врача из числа терапевтов. Именно он определяет, направить ли пациента к узкому специалисту, выдать ли таблетки из своих запасов прямо в кабинете или выписать номерной рецепт, похожий на банковский билет, для аптеки. Если там медикаменты окажутся очень дорогими, затраты все равно будут компенсированы из страховых сумм той компании, которая выписала полис.

Самолечение же в Германии касается только ситуаций самых малозначительных и безобидных. В газетах, журналах и брошюрах полно советов типа: «Как снять боль при ушибе? Как удалить с губы герпес? Чем лучше всего лечить нарыв?» У немцев в большом почете лакричные, ментоловые и всякого другого рода конфетки и жвачки, как бы предохраняющие от простуды. Это, пожалуй, единственное «лекарство», которое немец может назначить сам себе.

Сергей ЗОЛОВКИН, Берлин

А вы ходите к врачам?

Мария БУТЫРСКАЯ, фигуристка:

– Если заболевание легкое, допустим, простуда, я стараюсь не прибегать к помощи таблеток и микстур. Предпочитаю народные средства, например, отвары из трав. Однако в случае каких-то тяжелых болезней, конечно, я всегда вызываю врача.

Андрей Макаревич, музыкант:

– Я родился и вырос в медицинской семье, так что обладаю достаточными знаниями для того, чтобы понять, что происходит с моим организмом. Соответственно, я сам могу поставить себе диагноз и выбрать, какими средствами лечиться. Однако это не метод. Самолечением могут заниматься только медики.

ДАРЬЯ ОКУНЕВА, АНДРЕЙ ЛЕОНОВ, НАТАЛЬЯ ШЕРГИНА, Санкт-Петербург

20.12.06

среда

«Новые Известия»

***