Президент Индонезии Мегавати Сукарнопутри вручила медали "Сатья ленчана" за заслуги в области культуры восьми членам экипажа воссозданного по древним изображениям судна
С 15 августа прошлого года до 23 февраля 2004 года парусник проделал свыше 1 тысячи 100 километров, пересек Индийский океан и обогнул южное побережье Африки, заявил на церемонии государственный министр культуры и туризма И Геде Ардика.
Как сообщает в субботу газета «Джакарта пост», на пути к столице Ганы Аккре судно зашло на Сейшельские острова, Мадагаскар, Кейптаун и остров Святой Елены.
Двадцатиметровый «Борободур», как он назван в честь построенного в VIII веке новой эры знаменитого яванского храма, был построен без единого железного гвоздя или металлической детали — лишь из тех материалов и с помощью тех инструментов, что были доступны судостроителям Явы в восьмом веке. Прототипом для него послужило изображение корабля на одном из барельефов одноименного храма.
«Успех этой экспедиции доказывает, что предки индонезийцев, действительно, были великими моряками», — завил министр культуры.
Многие историки не сомневались в том, что в первом тысячелетии новой эры жители крупнейшего архипелага планеты регулярно плавали к побережью Южной Африки. В качестве доказательств ученые приводили близость малагасийского языка, на котором говорят на Мадагаскаре, малайско-полинезийской семье языков.
Однако не все западные специалисты были с этим согласны. Странной казалась уже сама мысль о том, что древние суденышки с балансирами с легкостью пересекали громадные просторы Индийского океана, доставляя в Африку шелка и пряности и забирая оттуда железную руду, слоновую кость и кожи.
Общая сумма, израсходованная на строительство парусника и организацию экспедиции составила $360 тысяч, предоставленных частными спонсорами и индонезийским правительством.
Дорога была нелегкой. Уже через месяц пути сильнейший шторм в порвал один из главных парусов судна. Однако судно продемонстрировало отличные мореходные качества, развивая порой скорость до 11 узлов.
На паруснике имелись компьютер, современный радар, система спутниковой навигации и сотовый телефон. Однако во всем остальном он — точная копия судов древних индонезийцев, вплоть до расположенных по бокам двух балансиров, крепления которых делают «Борободур» похожим на паука. Кстати, в точности такие балансиры индонезийцы используют и по сей день.
Место последней стоянки парусника уже известно. В Гане его погрузили на борт грузового судна, чтобы вернуть на Яву. Примерно через месяц судно разместят близ давшего ему имя древнего храма Борободур.
И.С.
*