Аркадий Евстафьев, уволенный из «Мосэнерго», приступил к реализации энергетической стратегии на АвтоВАЗе. В настоящее время он намерен добиваться перехода под контроль автомобильного концерна теплосетей Тольятти. На этот актив также претендует Волжская территориальная генерирующая компания (ВоТГК). Энергетики заявляют о том, что переход теплосетей в их управление позволит городу сэкономить миллионы рублей, а АвтоВАЗ тем самым надеется стать инвестиционно привлекательным.

Теплообеспечение Тольятти имеет свою специфику: три района города фактически никак не связаны друг с другом единой сетью, поэтому отапливаются автономно. Так, в Комсомольском районе за тепло отвечает МУП ПОКХ, в Автозаводском — «дочка» АвтоВАЗа, ОАО «Тевис», в Центральном — Волжская территориальная генерирующая компания (ВоТГК). Как отметил РБК daily руководитель пресс-службы ВоТГК Владимир Громов, эта система экономически невыгодна, так как высокие затраты на содержание котельных в Комсомольском районе погашались за счет населения других районов города.

Сейчас у ВоТГК самый низкий тариф — 335 руб./Гкал, потому что идет смешанное производство тепла. Самые высокие тарифы у МУП ПОКХ, у «Тевиса» тарифы несколько ниже (528 и 375 руб./Гкал соответственно). При существующей системе стоимость коммунальных услуг в Комсомольском районе Тольятти в будущем году возросла бы на 43% (себестоимость производства тепла котельной очень велика). В результате уже давно стоит вопрос об объединении тепловых сетей в одну структуру.

Энергетики предлагают передать им в аренду котельные и теплотрассы Комсомольского района. «Таким образом тольяттинцы сэкономят на тарифах около 150 млн руб. в год», — считает технический директор ВоТГК Владимир Дикоп. Эта экономия получается вследствие рассредоточения стоимости производства тепла среди всех потребителей энергокомпании. Предложение энергетиков еще совсем недавно было поддержано руководством муниципалитета.

Но тут неожиданно со своим альтернативным вариантом выступил менеджмент основного предприятия города — АвтоВАЗа. Главным идеологом выступил бывший гендиректор «Мосэнерго» Аркадий Евстафьев, который возглавил комитет по энергетике при совете директоров автоконцерна. Было предложено объединить сети Комсомольского и Автозаводского района под крылом АвтоВАЗа. Выступая на прошлой неделе в местном парламенте, г-н Евстафьев так объяснил свою позицию: АвтоВАЗ планирует построить новый большой завод; тех мощностей, что есть сейчас, не хватает, и вопрос строительства новой генерации для нового завода и для АвтоВАЗа фактически решен. В планах завода — построить свою ТЭЦ и заполучить теплотрассу.

По подсчетам экспертов, в случае если котельные Комсомольского района будут объединены с «дочкой» завода, тольяттинцы переплатят 100 млн руб. «То, что цена решения составит для города 250 млн руб., звучало на заседании городской думы многократно, — отметил в одном из интервью Владимир Дикоп. — Руководитель департамента экономики Тольятти Владимир Перельштейн подтвердил данные цифры. И все знают, что выбор сотрудничества с Волжской ТГК принесет городу экономию от 200 до 300 млн руб. Наш вариант поддержала и областная администрация». Но лобби АвтоВАЗа нашло поддержку у местных депутатов, и вопрос до сих пор не решается.

Как отмечают аналитики, рынок тепла очень локален, и в последние годы энергетические компании теряли промышленных потребителей, которые строили свои собственные котельные. Это привело к тому, что доля теплового рынка постепенно уходила из-под контроля ТГК. Сейчас ситуация стабилизировалась, и даже наблюдается возврат потребителей к энергетикам. «Понятно, что теплосеть в аренде может в некоторой степени гарантировать стабилизацию теплового рынка компании, а также его возможное расширение, — отметил РБК daily Сергей Бейден из ИГ «КапиталЪ». — Я думаю, что с точки зрения ТГК аренда тепловой инфраструктуры — естественный шаг развития бизнеса».

Сергей Бейден считает сомнительной «энергетическую экспансию» АвтоВАЗа. Эксперты полагают, что в данном случае имеет место обычный конфликт интересов, связанный с личной заинтересованностью его участников. Сейчас наступает пора реального реформирования ЖКХ, начинается формирование активов. И каждый хочет успеть сесть в «последний вагон».

ЕЛЕНА ШЕСТЕРНИНА 19.12.2006

РБК daily

***