В России каждый желающий скоро сможет легально купить крупномасштабные топографические и навигационные карты. Это стало возможным после того, как Министерство обороны отменило ограничения на получение и использование геопространственной информации.

Снять запреты экономический блок правительства просил военных на протяжении нескольких лет. И вот вчера вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов доложил президенту об окончательном положительном решении.

Сняты ограничения на точность определения географических координат объектов, до сих пор составлявшие не меньше 30 м, и на линейное разрешение, то есть на точные размеры тех же объектов — 2 м. Особенно будут рады предновогоднему подарку военных специалисты по кадастру недвижимости и земель, а также автомобилисты, которые со временем получат новые инструменты ориентирования.

Послабления стали возможны благодаря развитию глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС). Именно о ней вчера вспомнил и президент России, выслушав доклад главы Минобороны. На совещании с членами правительства Владимир Путин подчеркнул: «Нужно, чтобы она (ГЛОНАСС. — Ред.) была доступна не только для субъектов экономической деятельности, но и для граждан». В ответ Сергей Иванов заверил, что «мы сейчас уже подключили и гражданскую коммерческую составляющую к общему сегменту ГЛОНАСС».

К концу 2007 года планируется запустить систему целиком. 18 спутников позволят покрыть всю территорию страны. К концу 2009 года на орбите будут уже 24 космических аппарата ГЛОНАСС. Причем срок работы спутников возрастет до 7—10 лет. Пока не очень понятно, сможет ли российский бизнес быстро наладить производство портативных приборов для ориентирования на местности и потеснить тем самым конкурентов, активно внедряющих сегодня продукцию, ориентированную на американскую систему GPS. Но в любом случае очевидно, что ГЛОНАСС имеет все шансы стать весьма показательным примером взаимопроникновения гражданского и военного секторов российской экономики.

На вчерашнем расширенном заседании Военно-промышленной комиссии при правительстве России тема сотрудничества военной и гражданской экономики обсуждалась значительно шире. Как глава комиссии Сергей Иванов призвал бизнес активно идти в оборонную промышленность. «Мы должны найти эффективные способы взаимодействия государства, оборонно-промышленного комплекса и бизнеса», — сказал министр обороны. Иначе Россия окажется на периферии мировой экономики, уверен вице-премьер, — даже в сырьевой и энергетической сферах. Г-н Иванов обратился напрямую к бизнесменам, приглашенным на заседание комиссии: довольно ориентироваться только на предприятия-экспортеры, используйте потенциал оборонки для развития инновационной экономики! Представителей деловых кругов он попросил подумать, каковы причины инвестиционной пассивности бизнеса в высокотехнологичном производстве, какие нужны законодательные и организационные меры, чтобы «государственные усилия получили встречную поддержку бизнеса, обеспечив тем самым рост конкурентоспособности отечественной промышленности».

Вице-премьер считает, что хотя бы пятая часть технических решений, родившихся в институтах и лабораториях оборонно-промышленного комплекса, должна применяться в гражданской, в том числе коммерческой, сфере (для примера: в США гражданский сектор использует около 40% военных идей). Тем более гражданским отраслям в России есть что перенять у оборонной: там доля технологически новой продукции 19%, в то время как в промышленности в целом — только 3,5%.

Такая ситуация по меркам развитых стран является критической. Концентрация высоких технологий только в оборонке ошибочна. Выход в том, чтобы малый, средний и крупный бизнес материализовали инновационные идеи оборонно-промышленного комплекса. Производство в самом ОПК диверсифицировано: уже сегодня продукция оборонных цехов на 46% гражданская. Но этого мало, считает вице-премьер Иванов. Однако в будущее он смотрит с оптимизмом, поскольку рост объемов продукции в оборонном комплексе более 6% в год, тогда как в общем машиностроении не более 4%.

Вчерашнее заседание Военно-промышленной комиссии можно считать стартовым и едва ли не ключевым в выполнении Федеральной целевой программы развития ОПК на период до 2015 года. Объем ассигнований на программу — 409,2 млрд руб. Стратегические задачи этой программы — развитие базовых и критических технологий, техническое переоснащение оборонной отрасли и ее реструктуризация. Прежде всего речь идет об усилении в оборонной промышленности «гражданской» составляющей.

Уже сегодня ОПК производит 70% средств связи, 60% сложной медицинской техники, треть высокотехнологичного оборудования для топливно-энергетического комплекса. На долю оборонной промышленности приходится более двух третей научной продукции в стране, в ней занято больше половины всех российских научных сотрудников.

Сергей Иванов прозрачно дал понять, что темпы роста гражданской продукции оборонки будут расти, а ОПК в целом с его новыми технологиями, ноу-хау, инновациями станет локомотивом российской экономики. Эта концепция станет своеобразной «дорожной картой» российской промышленности. И мы не будем пионерами подобной стратегии экономического развития. Развитые страны сегодня уже завершают создание национальных инновационных систем, в которых роль локомотива играют главным образом военно-промышленные корпорации. Правда, технологии там перетекают не только из оборонного сектора в гражданский, но и обратно.

Николай ПОРОСКОВ

N°234

19 декабря 2006

Время новостей

***