Продукции “АвтоВАЗа” становится все труднее конкурировать с иномарками, которые перестали быть недоступной роскошью. Некоторые модели Lada оказались дороже иномарок, и пока “АвтоВАЗ” держит максимальную долю на рынке за счет больших объемов производства. Но к 2010 г. самые массовые модели “АвтоВАЗа” — “классика” и Samara — должны уйти с конвейера тольяттинского автозавода, а иностранные производители выйдут на рынок с новыми интересными предложениями.

По оценке Роспрома, в 2006 г. “АвтоВАЗ” останется крупнейшим игроком российского авторынка, его доля составит 33,5%. Завод выпустит более 730 000 автомобилей. Из них около 60 000 придется на Lada Kalina, 225 000 — на заднеприводную “классику”, более 210 000 — на Lada Samara, 197 000 — на “десятки” и 28 000 — на Lada 4×4 (старая “Нива”). На внутреннем рынке завод продаст традиционно около 640 000. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за 11 месяцев 2006 г. продажи новых иномарок составили более 886 000 автомобилей, что на 63% больше, чем в прошлом году.

Кто мешает Lada

У Lada, основным преимуществом которой в течение многих лет была цена, появились серьезные конкуренты. Это иномарки в ценовой нише до $12 000 — прежде всего Daewoo Nexia (делает узбекский “Уздэуавто”), Renault Logan (московский “Автофрамос”), Hyundai Accent (ТагАЗ), которые в предыдущие годы наступали “АвтоВАЗу” на пятки, а сейчас сравнялись с Lada в цене. 2006 год подарил “АвтоВАЗу” еще двух конкурентов — Chevrolet Lanos (украинский ЗАЗ) и Chery Amulet (калининградский “Автотор”).

Под ударом со стороны дешевых иномарок оказался прежде всего модельный ряд “десяток” по цене от $9500 до $10 800 (по данным сайта “АвтоВАЗа”, в пересчете по курсу 26,2 руб. за $1). Примерно столько же и даже дешевле стоят Chevrolet Lanos ($9000-10 100, сайт GM Daewoo Europe), Chery Amulet ($9000-11 000, сайт российского Chery), Renault Logan ($9500-10 400, промо-сайт Renault Logan), Daewoo Nexia ($10 000-11 500, официальный дилер “Редеги”), чуть дороже обойдутся Hyundai Accent (от $12 400, сайт ТагАЗа) и Kia Spectra (от $12 400, сайт эксклюзивного дистрибутора SoKia).

Преимуществом Lada остается более мощный двигатель 1,6 л в дорогих комплектациях “десятки” и во всех Kalina. А на следующий год на семейство Samara также будет устанавливаться двигатель 1,6 л. Nexia и Lanos оснащаются только двигателем 1,5 л, в Logan объем двигателя 1,6 л появляется только в комплектации за $11 000. Но Chery и Spectra тоже оснащены двигателем 1,6 л.

В люксовой комплектации “десятки” за $10 800 из набора дополнительных опций покупатель найдет гидроусилитель, бортовой компьютер, зеркала с электроприводом, обогрев передних сидений, противотуманные фары. При этом у Lanos за $10 100 кроме гидроусилителя есть подушка безопасности и кондиционер, у Amulet за $9300 — кондиционер, а у Amulet за $11 000 появляются также АБС и подушки безопасности водителя и переднего пассажира. За $10 400 можно купить Nexia с кондиционером либо с гидроусилителем и противотуманными фарами. Logan за $9500 укомплектован подушкой безопасности, а в комплектации за $10 400 к ней добавляется гидроусилитель. Правда, некоторые люксовые опции “десяток” в иномарках отсутствуют: например, электропривод зеркал появляется в Chery только в комплектации за $11 000, а обогрева сидений нет ни в одной из комплектаций.

По цене к “бюджетным” иномаркам приближается люксовая комплектация седана Lada Samara (рестайлинговая “девяносто девятая”) за $8900. Она оснащается электростеклоподъемниками, противотуманными фарами и обогревом передних сидений, но ни усилителя руля, ни кондиционера, ни подушки безопасности у нее нет. В Lanos за $9000 эти опции тоже отсутствуют, но в Chery Amulet за те же деньги кондиционер есть. Впрочем, не застрахованы от наступления иномарок и автомобили семейства Samara за $8000, считает представитель компании “Автомир” Игорь Короливец. По его мнению, с ростом доходов населения и развитием кредитных программ иномарок даже покупатель, рассчитывающий на низкий ценовой сегмент, все чаще делает выбор в пользу дешевых иномарок от $9000.

Вазовская новинка прошлого года Lada Kalina, которая с начала продаж легко расходилась по цене больше $10 000, сейчас вяло продается даже по рекомендованной цене — $9700-9800. Во всех комплектациях Kalina (сейчас выпускаются седан и хетчбэк в комплектации “норма”) оснащена электроусилителем руля, электростеклоподъемниками. По отзывам дилеров и покупателей, качество сборки Kalina выше, чем “десятки”, но она относится к менее популярному классу B. Конкурентами Kalina остаются перечисленные выше “бюджетные” иномарки. Кроме того, у покупателя, рассчитывающего именно на автомобиль класса B, появляется выбор между Kalina за $9800 и, например, импортной Chevrolet Aveo в минимальной комплектации за $10 100, в которой из серьезных опций присутствует подушка безопасности водителя.

Эксперты и дилеры отмечают, что продажи Lada еще долгое время останутся стабильными в регионах, поскольку они охвачены разветвленной вазовской сетью сервисных центров. По данным сайта infomad.ru, у “АвтоВАЗа” сейчас 491 дилер более чем в 210 городах России. Услуги сервиса предоставляет каждый из дилеров. Иномарки таким количеством дилеров и сервисных центров похвастаться не могут. По информации сайтов компаний, дилерская сеть Chevrolet охватывает более 40 городов, ТагАЗа, выпускающего Accent, — почти 70 городов, Renault — 55 городов, Sokia (дистрибутора Kia Spectra) — более 30 городов. Daewoo в России продают пять дистрибуторов, но, по подсчетам одного из них — “Квин Груп”, Nexia могут отремонтировать около 100 сервисных центров в городах от 500 000 жителей. Сервисная сеть Chery компании “Чери автомобили Рус”, продающей Chery в европейской части России, пока действует в девяти крупных городах.

Но производители иномарок готовы ремонтировать свои автомобили бесплатно дольше, чем “АвтоВАЗ”. Стандартный срок гарантии Lada составляет два года или 35 000 км пробега, у Chery Amulet — два года или 60 000 км, у Logan и Lanos гарантия тоже два года, но без ограничения пробега, у Accent и Spectra — три года или 100 000 км. Правда, дилеры “АвтоВАЗа” увеличивают сроки гарантии — например, “Инком-Авто” обещает ремонтировать Lada пять лет или до 75 000 км пробега.

Техническое обслуживание большинства иномарок обойдется дороже. По подсчетам компании “Автомир”, самая низкая стоимость нормочаса — у Kia Spectra ($17,4). Обслуживание Kalina обойдется в $22,4, Nexia — в $35, Accent — в $40. По данным дилера Chevrolet “Аванты”, нормочас обслуживания Lanos стоит $38, Renault Logan в компании Major — $50.

Несмотря на привлекательность “бюджетных” иномарок, объемы их производства еще слишком малы, чтобы они могли отобрать долю рынка у “АвтоВАЗа”. По подсчетам “Ведомостей”, всех прямых конкурентов Lada — Nexia, Lanos, Amulet, Accent, Logan — за 10 месяцев этого года было продано около 140 000 — на 50 000 меньше, чем Kalina и “десяток” (190 000 автомобилей).

И конечно, нужно учитывать, что около 35% продукции “АвтоВАЗа” — “классика” и старая “Нива” — сегодня находится вне конкуренции. “Пятеркам” и “семеркам” по уникально низкой цене от $5000 до $5700 и отечественным внедорожникам Lada 4×4 за $8300-9100 конкуренцию могут составить только подержанные иномарки, говорят дилеры.

Конкурентов станет больше

В ближайшие несколько лет устаревающий модельный ряд “АвтоВАЗа” должен поменяться. Согласно производственной программе, которую этой весной откорректировало новое руководство компании, к 2008 г. с конвейера будут сняты “классика” и старая “Нива”, а в 2010 г. — семейство Samara, поскольку модернизация всех этих моделей по международным стандартам невозможна. “Десятка” тоже должна уйти в прошлое — в 2008 г. ее заменит Lada Priora. Но ее выпуск с 2009 г. будет уменьшаться. А вот выпуск Kalina должен быть увеличен до 300 000 автомобилей к 2009 г.

В итоге в ближайшие несколько лет из сегодняшних моделей “АвтоВАЗ” оставит на конвейере только Kalina (около 220 000 в год) и Priora (300 000 в год). Если до этого времени “АвтоВАЗ” не выпустит новинок, именно эти модели будут представлять марку Lada на рынке 2010 г.

Установочная партия Lada Priora выпущена тольяттинским автозаводом уже в этом году, а в 2007 г. “АвтоВАЗ” обещает произвести 84 500 шт. Цены и комплектации еще не объявлены, но известно, что Priora, представляющая собой глубоко модернизированную “десятку”, будет оснащаться двигателем 1,6 л и подушкой безопасности водителя. По словам нескольких дилеров “АвтоВАЗа”, цена Priora не выйдет за $12 000. “Для хороших продаж она должна стоить не больше чем на $500 дороже “десятки”, — считает гендиректор компании “Гермес-Лада” Александр Чулков. Замдиректора автосалона “Элекс-Полюс” Максим Куденко рассказал, что Priora, скорее всего, будет стоить около $11 000 и в минимальной комплектации оснащена стеклоподъемниками, центральным замком, гидроусилителем руля. По мнению Куденко, Priora может составить конкуренцию иномаркам в нише до $14 000. Сам “АвтоВАЗ” дальнейшее повышение цен на свои модели не исключает. “Рост цен на автомобили марки Lada может привести к снижению заинтересованности потенциальных покупателей в приобретении продукции”, — говорится в отчете компании за III квартал 2006 г.

Что именно противопоставит “АвтоВАЗу” мировой автопром на российском рынке в 2010 г., не совсем ясно: производители “бюджетных” иномарок затруднились ответить на вопрос, будут ли через три года выпускаться Logan, Lanos, Nexia и сколько именно. А компании, начавшие строить заводы в России, обозначили свои планы по модельному ряду и ценовым нишам лишь намеками. Но эксперты уверены: наших иномарок будет много. По оценке руководителя подразделения по оказанию услуг предприятиям автомобильной промышленности компании Ernst & Young Ивана Бончева, в 2006 г. будет выпущено около 220 000 иномарок, а к 2009-2010 г. эта цифра вырастет до 800 000 — 1 млн.

К концу 2007 г. Toyota построит в России завод мощностью 50 000 автомобилей в год, в 2008 г. закончит строительство завода на 25 000 автомобилей General Motors, 50 000 автомобилей будет выпускать Nissan. На следующий год заработает завод Volkswagen мощностью 115 000 автомобилей в год. Свои мощности увеличат и производители, уже построившие заводы в России. В 2007 г. Ford планирует увеличить выпуск Ford Focus на Всеволожском заводе до 75 000, проектная мощность “Автофрамоса”, собирающего Renault Logan, в 2007 г. вырастет с 60 000 до 80 000 и будет увеличиваться дальше. “Ижавто” уже в 2007 г. соберет 45 000 Kia Spectra, 7000 Kia Rio и 8000 Kia Sorento.

“Бюджетные” иномарки через несколько лет никуда не денутся, — считает президент Российской ассоциации дилеров Олег Наумов. — В любом случае в самом массовом сегменте класса C до $12 000 иномарки продаваться будут“. Причем, по его мнению, Priora предстоит конкурировать не только с ними: рост благосостояния населения способствует смещению спроса в сегмент до $15 000, говорит Наумов.

Здесь конкуренты могут преподнести “АвтоВАЗу” несколько неприятных сюрпризов. Например, “Северсталь-Авто” на следующий год выпустит 20 000 Fiat Albea по цене от $12 000. Volkswagen пообещал выпускать в России седан на платформе Volkswagen Polo, специально разработанный для российского рынка, по цене до 10 000 евро ($13 200). Volkswagen Polo — платформа класса B, поэтому она может конкурировать и с Kalina. Правда, “АвтоВАЗ” хочет удержать цену Kalina на нынешнем уровне или снизить ее. Kalina найдет своего покупателя и в 2010 г., если “АвтоВАЗ” не выведет ее цену за $10 000-12 000, уверен Наумов.

В любом случае доля рынка “АвтоВАЗа”, не увеличивающего свое производство, на фоне общего роста рынка снижается. По прогнозам Роспрома, уже в 2006 г. она упадет с 38,94% до 33,5%, по оценке Deutsche UFG — до 31% в 2006 г. и до 28% в 2010 г. Бончев называет это оптимистичным сценарием. “Если «АвтоВАЗ» увеличит объем выпуска до 1 млн и обновит модельный ряд, он сможет в 2010 г. удержать долю рынка на уровне 25%”, — говорит он. “Сейчас в переговорах с иностранными партнерами решается судьба компании, — соглашается с ним аналитик компании «Метрополь» Александр Жуков. — Если «АвтоВАЗ» сможет предложить рынку принципиально новые модели и при этом удержаться в своем сегменте до $12 000, его доля к 2010 г. может составить 25-28%”. Он отмечает, что для сохранения рентабельности автозавода половину объемов выпуска должны составлять модели в ценовой категории до $9000-10 000. А значит, говорит эксперт, “АвтоВАЗу” нужно подумать, чем заменить самые дешевые “классику” и семейство Samara.

Глеб Столяров

Ведомости

19.12.2006, №239 (1766)

Ведомости

*