В Петербурге на набережной Робеспьера напротив следственного изолятора «Кресты» вчера торжественно открыли новый памятник Анне Ахматовой. Трехметровая тонкая болезненная фигура бронзовой Анны Андреевны установлена на гранитном постаменте лицом к элитному дому, спиной к оживленной шумной трассе, да еще и на крыше подземной автостоянки. Взгляд Ахматовой устремлен назад: по задумке скульптора Галины Додоновой, поэтесса предстает в позе оглянувшейся «Лотовой жены» из одноименного стихотворения.

Фото: ИТАР-ТАСС.

ЮРИЙ БЕЛИНСКИЙ

Известие об установке этого памятника стало для горожан довольно неожиданным: конкурс на его изготовление был проведен еще в 2000 году, финансировать его должна была та самая компания, которая возводила элитный дом напротив «Крестов», но деньги у строителей неожиданно кончились. По словам скульптора, меценатом памятника в этом году стал руководитель строительной корпорации, которая возводит в городе торговые павильоны. «Спонсор хотел, чтобы на постаменте появилась надпись: «Матерям узников «Крестов», но комитет по культуре отверг это предложение», – рассказала Галина Додонова. А место для памятника, собственно, Анна Ахматова выбрала сама, написав об этом в поэме «Реквием»: «Здесь, где стояла я триста часов / И где для меня не открыли засов». В годы сталинских репрессий поэтесса часами стояла у «Крестов» в очередях, чтобы сделать передачу своему сыну Льву Гумилеву.

В год сорокалетия со дня смерти Анны Ахматовой в городе на Неве появилось в общей сложности три памятника поэтессе. Один установлен зимой в сквере Санкт-Петербургского университета, второй весной в парке Фонтанного дома в виде барельефа на гранитной стеле. Новый, третий, памятник, мало того что установлен напротив «Крестов», окутан и еще одной довольно скандальной историей. Городской конкурс на этот памятник действительно выиграла скульптор Галина Додонова. Однако вскоре выяснилось, что некоторые члены жюри творческого конкурса не видели еще один макет, который представила скульптор Светлана Асташева. При этом, по словам Асташевой, когда члены комиссии увидели ее проект уже после того, как решение было принято, они искренне удивились, почему же он не принимал участия в конкурсе.

Впрочем, памятник Ахматовой в этом месте вскоре в любом случае потеряет свой сакральный смысл, так как «Кресты» будут закрыты, в здании будет устроен музей или развлекательный центр, а узников переведут в новое здание, которое планируется построить на окраине города, в Колпино.

НАТАЛЬЯ ШЕРГИНА, Санкт-Петербург

Новые Известия

***