В Израиле всерьез рассматривают идею строительства канала от Красного моря к Мертвому. Он может спасти знаменитый соленый водоем от полного высыхания. Однако скептики полагают, что океанские воды убьют уникальное озеро и превратят туристическую жемчужину Ближнего Востока в большой пруд с обычной морской водой. Сейчас специалисты сходятся во мнении, что если оставить все как есть, то Мертвому морю осталось жить всего лишь полстолетия.

Этот соленый водоем, расположенный на отметке около 400 м ниже уровня моря, в почти неизменном виде сохранился с библейских времен. Но развития современных методов ирригации озеро не перенесло. Единственным источником воды для Мертвого моря является Иордан, самая крупная река Леванта. Точнее сказать, некогда самая крупная: сейчас Иордан крайне обмелел и местами напоминает грязный ручеек, а вовсе не место легендарного крещения Христа. Сейчас большая часть воды из реки забирается странами региона для орошения и водоснабжения. В результате этого гидробаланс Мертвого моря нарушился: солнце испаряет больше влаги, чем поступает в озеро.

В результате этого ежегодно в этой котловине ставятся новые и новые географические рекорды. Урез воды в Мертвом море считается самой низкой точкой земной суши. В течение последних двух десятков лет вода отступает все дальше, и в среднем за год озеро опускается почти на метр. С точки зрения геологов, это не слишком безопасно, поскольку высыхание моря повышает риск подземных толчков. Кроме того, озеро является приманкой для туристов, которые приезжают сюда за знаменитыми лечебными солями, которые выпариваются из местной воды.

В качестве радикального решения проблемы сейчас предлагается проложить канал, который соединил бы Мертвое море с Красным. Для этого придется прорыть русло в долине Вади-Эль-Араба, соединяющей котловину с Акабским заливом. Тогда вода из Красного моря будет самотеком поступать по каналу и повысит уровень самого соленого озера мира. Проектом заинтересовались не только выходящие непосредственно к Мертвому морю Израиль и Иордания, но и западные страны: к финансированию проектно-изыскательских работ готовы подключиться США, Франция, Нидерланды и Япония. Изучение последствий строительства канала будет стоить всего около 15 млн долл., однако само сооружение 200-километрового русла обойдется, по самым скромным оценкам, не менее чем в миллиард.

Впрочем, у проекта есть не только сторонники, но и противники, считающие, что морская вода разбавит уникальный рассол Мертвого моря и тот потеряет всю свою уникальность. Сейчас этот водоем является чудом природы, а канал может превратить его в обычное соленое озеро, каких на земле не так уж мало. Кроме того, вряд ли выживут местные бактерии, которые умудряются выживать в перенасыщенной солями воде, что можно считать нанесением ущерба местной живой природе.

Тем не менее официальные лица пока полны энтузиазма, поскольку канал обещает серьезные экономические и политические выгоды. Израильский министр Шимон Перес заявлял, что проект канала важен не только для спасения Мертвого моря, но и для мира и процветания в регионе. «Мы на Ближнем Востоке использовали слишком много политики и дипломатии и слишком мало экономики», — цитирует его британская «Таймс». Дело в том, что при совместном развитии проекта Израиль и Иордания могут улучшить свои взаимоотношения. На канале, в частности, планируется построить электростанцию и опреснительный завод мощностью 850 млн куб. м в год. Плюс к тому считается, что канал, а также искусственные озера, которые можно будет создать в Вади-Эль-Араба, позволят оживить экономику региона и привлечь дополнительных туристов.

Владимир ДЗАГУТО

N°233

18 декабря 2006

Время новостей

***