Она была создана при императоре Павле Первом. С тех пор еe история не прерывалась. Их работу сложно увидеть. В поезде они почти не выходят из купе, в самолeте садятся на последний ряд, а в автомобиле — сразу за водителем — таковы правила. Они никогда не передвигаются в одиночку и всегда с оружием.

Оно пригодилось, когда в середине 80-х вооружeнные преступники пытались захватить в воздухе самолeт Москва-Таллин. Этим же рейсом летели сотрудники фельдъегерской службы. Террористы были обезврежены, никто из пассажиров не пострадал. Как правило, фельдъегерь не знает, что он везeт адресату. Сейчас курьеры чаще всего имеют дело с правительственными документами. Если доставить посылку по адресу невозможно, то курьер обязан еe уничтожить. В Великую Отечественную, отправляясь на задание, фельдъегерь всегда имел под рукой флягу с керосином и зажигалку.

Когда в середине 90-х в Иркутске разбирали обломки потерпевшего катастрофу рейсового самолeта, одна находка поразила спасателей больше всего. На портфеле с бумагами было выведено: «Груз государственной важности, нашедшему доставить в милицию». Капитаны Анатолий Большедворский и Игорь Огарков до последнего думали о работе. Один из критериев фельдъегерской работы — не только быстрота, но и сохранность документации. Несмотря на развитие современных средств связи, передача информации «из рук в руки» остаeтся самой надeжной. За последние два столетия фельдсвязь пытались упразднить лишь однажды — во времена Хрущeва. Но с пересылкой важных государственных бумаг возникла такая путаница, что заговорили об угрозе национальной безопасности. Фельдъегерей решено было срочно вернуть.

17.12.2006

Первый канал

***