90 лет назад, 17 декабря 1916 года, в особняке Юсуповых на Мойке был убит Григорий Распутин. Одни считали его «монстром» и «скотиной», другие — праведным мучеником, достойным канонизации, а писатель Эдвард Радзинский, первым получивший доступ к материалам Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства, — «святым чертом».

Пожалуй, в мире не найдется человека, который никогда не слышал бы имени Распутина.

Однако для большинства представление о нем исчерпывается строкой из хита Boney M: Ra-Ra-Rasputin, lover of the Russian queen! («Ра-Ра-Распутин, любовник российской королевы»).

Серьезные историки единодушно утверждают, что это совершеннейшая неправда.

В чем была его сила?

Николай II и Александра Федоровна до последних дней оставались любящей парой.

В Царском Селе Распутин всегда был целомудрен и благостен. Полицейские рапорты и газетные статьи о его загулах венценосная чета считала злой напраслиной.

Автор исторических исследований Александр Бушков, проанализировавший свидетельства современников и документы Охранного отделения, агенты которого следовали за Распутиным повсюду на протяжении 10 лет, делает вывод, что легенда о его гиперсексуальности раздута, хотя он был жизнелюбом и физически крепким человеком.

Распутин действительно проповедовал, что секс является средством смирения гордыни и очищения души, но, по-видимому, больше говорил, чем делал.

Зато он являлся, выражаясь по-современному, сильным экстрасенсом. В наши дни его способностями, несомненно, занялись бы ученые. Как утверждали очевидцы, он одними словами и взглядом останавливал кровотечения у страдавшего гемофилией цесаревича Алексея, причем даже тогда, когда опускали руки лучшие специалисты.

Лечивший наследника профессор Федоров полагал, что Распутин гипнотизировал мальчика, успокаивая сердцебиение, снижая давление крови и тем добиваясь нужного результата.

Александра Федоровна считала происходящее Божьим чудом, твердо верила, что жизнь ее сына — в руках Распутина и восставала против любых попыток удалить его из дворца с яростью самки, спасающей детеныша.

О пользе гласности

Если бы народ знал правду, то, вероятней всего, жалел бы несчастную семью. Однако царь и царица считали, что по политическим соображениям болезнь наследника престола надо хранить в строжайшем секрете.

Как утверждает американский историк Роберт Мэсси, даже премьер Столыпин располагал лишь самой общей информацией о том, что у цесаревича какие-то проблемы со здоровьем.

Швейцарец Пьер Жильяр, учивший царских детей французскому и постоянно живший во дворце, узнал о заболевании Алексея, только когда начал давать уроки ему самому.

Россияне, во время редких публичных выходов видевшие наследника на руках у здоровенного матроса, считали его жертвой покушения террористов. А для привязанности его матери к Распутину находили одно объяснение: «Царь на груди с «георгием», а царица — с Григорием».

Но даже понимая, какой чудовищный вред наносят эти россказни монархии, венценосцы продолжали хранить молчание. По мнению Мэсси, они считали ниже своего достоинства объясняться с подданными, да еще по поводу семейных дел.

«Старец»

Распутина называли «старцем», хотя в год гибели ему сравнялось 48 лет. Так на Руси именовали проповедников, обладавших большим религиозным и житейским авторитетом.

«Сибирский чудотворец был широкоплечим, мускулистым, среднего роста мужчиной. Одевался в свободные рубахи и мешковатые штаны, заправленные в тяжелые сапоги. Он вставал и ложился, не заботясь о том, чтобы умыться или сменить белье. Руки его были всегда грязными, ногти черны, борода всклокочена. Длинные и сальные волосы, разделенные прямым пробором посередине, ниспадали тонкими прядями на плечи. Для его почитателей ни одна из этих деталей не имела никакого значения», — пишет Мэсси.

Французский посол Морис Палеолог вспоминал: «Вся его сушность концентрировалась в глазах. Они были светло-голубыми, с особенным блеском, необычайной глубины и притягательности. Его пристальный взгляд был проницательным и ласковым, наивным и хитрым. Казалось, что его зрачки излучают особый магнетизм. От него исходил сильный запах животного, скорее всего, козла».

Распутин родился в простой семье, но с юности был мистически настроен, много читал и странствовал, думал и говорил о Божественном. Высшие православные иерархи порицали его за разгульную жизнь и вмешательство в политику, но не считали еретиком в богословском смысле.

Карьера «старца» началась с того, что на него обратил внимание бывший духовник Александра III епископ Феофан, представивший оригинального мистика из провинции «черногорским принцессам» — жившим в Петербурге дочерям черногорского князя.

1 ноября 1905 года Николай II записал в дневнике: «Пили чай с Милицей и Станой. Познакомились с человеком Божьим — Григорием из Тобольской губернии».

В скучающем и декадентствующем столичном свете, особенно среди его женской половины, сразу возникла мода на Распутина.

Миротворец

У любви царской четы к «старцу» имелась еще одна причина.

Николай II был убежденным сторонником самодержавия и «особого пути» России. Жена, несмотря на европейское воспитание, всецело его в этом поддерживала. Супруги полагали, что все зло — от аристократии и интеллигенции, нахватавшихся заграничных либеральных идей. Встречаясь с простыми людьми только во время торжественных церемоний, когда те подносили им хлеб-соль, они твердо верили, что русский мужик патриархален, простодушен, добр и обожает царя-батюшку.

Распутин был для них посланцем этого исконного, «истинного» крестьянства, явившимся ко двору, чтобы возвещать «народную правду».

По воспоминаниям хорошо знавшего Распутина полицейского генерала Васильева, «тонкости высокой политики были далеки от круга его интересов, и он совершенно не мог понять, к чему в конечном итоге стремятся различные партии, группировки в Думе, газеты». Но по одному вопросу Распутин имел твердое мнение. Он был убежденным противником войны, и в этом смысле действительно выражал настроение крестьян, которым в любой войне отводилась роль «пушечного мяса».

Генерал Бонч-Бруевич описывал, как «старец» отчитал светскую даму, вздумавшую при нем произносить ура-патриотические речи.

«Тебе что? Платочком помахаешь, когда поезд солдатиков повезет, корпию щипать будешь, пять платьев новых сошьешь — на обед да на базар в пользу раненых и семей убитых. А ты вот посмотри, какой вой в деревнях стоял, как на войну-то брали мужиков да сыновей!».

Июль 1914 года Распутин провел на больничной койке в Тобольске. Во время поездки на родину его ранила ножом религиозная фанатичка Хиония Гусева, посланная известным клерикальным политиком иеромонахом Илиодором, который считал, что «старец» дискредитирует православную церковь и двор.

Впоследствии Распутин уверял, что если бы находился в нужное время в Петербурге, то удержал бы «Папу» от вступления в мировую войну. А когда она разразилась, использовал все свое влияние, чтобы добиться сепаратного мира.

За это его ненавидели военные (великий князь Николай Николаевич, верховный главнокомандующий вооруженными силами России на начальном этапе Первой мировой, обещал повесить Распутина, если тот вздумает появиться на фронте) и либералы, желавшие войны до победного конца в союзе с западными демократиями против «реакционных» Германии и Австро-Венгрии.

«Распутинщина»

Это слово прочно вошло в политический словарь. Так называют непомерное влияние лица, не имеющего на то легитимных прав.

Петербургского «старца» поминали в связи с фавориткой Муссолини Клареттой Петаччи. В 1990-е годы оппоненты Бориса Ельцина сравнивали с Распутиным сначала Александра Коржакова, потом Бориса Березовского.

Демонизируя всемогущих временщиков, люди часто забывают, что единственный источник их власти — расположение авторитарных правителей. Дело не в личностях, а в системе. Распутинщина всегда возможна там, где нет парламентского контроля за исполнительной властью и институтов гражданского общества.

При всей мягкости характера и любви к жене Николай II Распутина до государственных дел особо не допускал. Все изменилось в августе 1915 года, когда император принял роковое, по мнению многих, решение лично возглавить армию и уехал в могилевскую ставку.

Власть в Петрограде оказалась в руках Александры Федоровны, для которой любое слово «Друга» было законом. Каждый кандидат на высокий пост должен был прежде всего пройти собеседование у «старца».

Как утверждают современные биографы Распутина, он потерял голову от невероятной власти, к которой сам никогда сильно не стремился. Вокруг него начали виться темные личности вроде банкира Мануса и «князя» Андроникова, который в 1918 году выплыл в качестве сотрудника петроградской ЧК и был расстрелян за присвоение конфискованных у «буржуев» ценностей. Они напропалую льстили «большому человеку», устраивали для него кутежи, а он направо и налево раздавал знаменитые записочки премьер-министру Борису Штюрмеру, начинавшиеся неизменным обращением: «Милай дарагой!». Для главы правительства просьба «старца» принять кого-либо была равносильна указанию «решить вопрос».

Нет ни одного надежного свидетельства, что Распутин брал взятки, обогащался на военных поставках и биржевой игре, тем более был немецким шпионом.

Однако сам факт, что страной управляет малограмотный мужик сомнительного поведения, выглядел как приговор системе. От трона отвернулись даже убежденные монархисты.

Конец

События вечера 17 декабря широко известны. В особняке на Мойке развернут музей восковых фигур, где драма представлена в лицах.

Бушков в своем исследовании ставит под сомнение историю с отравленными пирожными и версию, согласно которой Распутина спустили в прорубь еще живым. Он подозревает, что «старца» застрелил великий князь Дмитрий Павлович, а Юсупов и Пуришкевич взяли вину на себя, чтобы не компрометировать особу царствующего дома. Но это, в конце концов, не столь существенно.

Суда над убийцами не было. Царь и царица небезосновательно полагали, что процесс выльется в их публичное чествование и новое полоскание грязного белья. Великий князь и Юсупов отделались высылкой из Петрограда. Все участники драмы пережили революцию и оказались в эмиграции.

«Старца» похоронили в парке царскосельского дворца. На церемонии, кроме его родственников, присутствовали только Николай II, Александра Федоровна, их дочери и трое-четверо самых близких царской семье людей. Через год тело выкопали и уничтожили революционные матросы.

Распутин часто говорил, что его насильственная смерть будет означать гибель династии. Причем если его убьет свой брат мужик — еще куда ни шло, а вот если дворянин — тогда конец. Было ли это пророчество или совпадение, но так в результате и получилось.

Артем Кречетников

Би-би-си, Москва

суббота, 16 декабря 2006 г., 22:48 GMT 01:48 MCK

Би-би-си

*