«Апокалипсис» Мела Гибсона — один из самых ожидаемых фильмов года. Уже давно говорили и писали о том, что предстоит увидеть зрителям, гадали, на «какого Мела Гибсона» будет похожа картина.

На этой неделе фильм, наконец, вышел в прокат. Критики сразу оценили его положительно и предположили, что зрители примут картину на «ура». В плюс пошла и тема, к которой обращается режиссер, и реализация, и подбор актеров, но «Мел Гибсон» оказался ожидаемым — воинственным, кровавым, местами чрезмерно жестоким. Но это лишь на первый взгляд: присматриваясь, в фильме можно увидеть и другую сторону. Конечно, утверждение, что «Апокалипсис» — не голливудское кино, не совсем верно. Несмотря на то, что резонанса, который сопровождал «Страсти Христовы», картина не достигла, все-таки она уже собрала внушительные кассовые сборы, да и снята, в общем, по классическим законам жанра.

Гибель цивилизации Майя… Великая империя, павшая от рук завоевателей, как удалось убить величие? — этим вопросом задается режиссер. Ответ на него дается еще до того, как начинается фильм, эпиграфом из Уилла Дюрана: «Великая цивилизация не может быть завоевана извне, пока не разрушит себя изнутри».

Империя, погрязшая в войнах, жестокости и алчности, — а главное в страхе! — не могла спастись. Что такое апокалипсис глобальный в сравнении с «личным»?

Кстати, название, выбранное для картины, происходит от греческого apokalypto, «откровение», поэтому русское название отнимает у фильма часть смысла. Речь не идет о Конце Света как таковом, в данном случае, все внимание сосредоточено на движении цивилизации к гибели глазами одного человека, который перерождается на глазах зрителя — от испуганного мальчика, до воина, готового бороться за себя и свою семью. Не стоит, отправляясь в кино, ожидать, что «Апокалипсис» покажет и расскажет «кто и каким образом убил народ Майя», скорее это будет попытка понять, почему.

Реализация основной идеи картины, в общем, достойна задумки: фильм полон действия, красивейших пейзажей и интересных ракурсов. Конечно, кровавые сцены сняты с максимальными подробностями, что, впрочем, легко объясняется исходным материалом — жестокие ритуалы для Майя были обычным делом.

Без сомнения, актеры подобраны чрезвычайно точно. Кстати, реклама фильма настаивала на том, что все роли будут исполнены не профессионалами, а местными жителями. Обещание выполнено не полностью, но, надо отдать должное — в фильме нет ни одного известного актера.

Чтобы подобрать героев со специфической внешностью, кастинг проводился по всей Мексике, на Юкатане, в Мехико, Оахаке, Веракрусе и Катемако, кроме того, в Южной Калифорнии, Нью-Мексико, в Эдмонтоне, Калгари, Торонто и Ванкувере, а также по всей Центральной Америке. В результате — лишь главные роли исполнили актеры, а в массовке участвовали аборигены: некоторые участники съемок, найденные в изолированных индейских общинах, вообще впервые увидели гостиничный номер.

На роль главного героя был выбран Руди Янгблад, танцор, певец, спортсмен, потомок племен команчей, яки и кри. Кстати, следует обратить внимание на то, что основную часть трюков, которые не рискнул бы исполнить даже каскадер, Янгблад делал сам. Одна из наиболее красочных сцен фильма: прыжок с водопада — отнюдь не компьютерная графика.

Роль злодея исполнил Рауль Трухильо, пожалуй, единственный, более или менее известный человек, актер кино и телевидения. На роль колоритного жреца был выбран Фернандо Эрнандес — представитель Майя из мексиканского города Чапас, который в настоящее время живет в Канаде и проводит традиционные обряды исцеления.

Эпизодическую роль исполнил настоящий майянский сказитель, которого, как сообщает пресс-релиз фильма, «отыскали в крошечной юкатанской деревушке».

Очевидный плюс этой картины в полном «эффекте присутствия», который достигается как чарующими пейзажами, так и языком. Фильм идет с субтитрами на языке юкатек, классический вариант которого остался в 17-м веке. Тем не менее, некоторые потомки народа Майя до сих пор говорят на его наречиях, поскольку именно юкатек был крупнейшим майянским языком.

Создатели фильма настаивают, что картинка была максимально приближена к реальности, несмотря на то, что возникали сложности: тяжело было найти подходящий «неиспорченный лес», были проблемы с восстановлением обстановки. Сейчас о быте простых майя известно мало, так как сохранившиеся источники описывают, в основном, жизнь знати.

«Апокалипсис» — не историческая картина, а скорее фильм-размышление на тему, о том, что может погубить любое общество. Мел Гибсон своим фильмом утверждает, что, в первую очередь, это страх — «инфекционная болезнь, которая гложет людей изнутри».

Вера Удовиченко

17:32 | 16/ 12/ 2006

РИА "Новости"

*