Новости Голливуда: «Золотой Глобус» изнутри
Благодаря всепроникающему интернету и другим средствам массовой информации те слушатели, которые хотели узнать результаты номинаций на престижный приз «Золотой Глобус», уже их знают. Но мне как участнику тайного голосования за эти номинации, представляющему Россию в Ассоциации зарубежной прессы Голливуда (Hollywood Foreign Press Association), которая присуждает эту вторую по значению (и рейтингу ТВ) после «Оскара» награду, хотелось бы поделиться некоторыми соображениями по результатам номинаций, а также дать представление о некоторых важных деталях, отличающих «Золотой Глобус» от «Оскара».
Это будет как бы взгляд изнутри на номинации за уходящий кинематографический 2006 год.
Начну с того, что получение «Золотого Глобуса» многие в Голливуде считают провозвестником номинации или даже получения «Оскара». Это мнение основано на статистике, согласно которой удостоенные «Золотого Глобуса» фильмы получают «Оскар» из года в год в 70-90% случаев. Хотя в последние годы наша Ассоциация стала все чаще расходиться с Академией киноискусства, присуждающей «Оскара», в выборе фильмов и их создателей. И это, между прочим, только добавило авторитета нашей организации и ее призу – «Золотому Глобусу», за который идет нешуточная борьба. Студии тратят миллионы долларов на пропаганду своих картин и их создателей задолго до периода номинации на «Золотой Глобус», и особенно в последней стадии кампании.
Еще одно важное различие, делающее «Золотой Глобус» дополнительно привлекательным для Голливуда. В отличие от «Оскара», не делающего различия между жанрами драмы и комедии и мьюзикла (номинаций на «Оскар» всего 5 на лучший фильм года), мы номинируем на «Золотой Глобус» 5 картин в жанре драмы и 5 в сдвоенной категории комедии/мьюзикла. Соответственно отдельно номинируются и актеры в этих двух категориях. Академия же известна своим предубеждением к жанру комедии, который крайне редко попадает в номинации и еще реже награждается.
Думаю также, что несмотря на то, что за «Золотой Глобус» голосуют 90 моих коллег по Ассоциации, а в составе Академии около 6000 человек, наше суждение может считаться более взвешенным, потому что как киножурналисты мы смотрим в год сотни фильмов – американских и зарубежных, чего члены Академии, занятые созданием фильмов, просто физически не могут себе позволить. Конечно, во многом номинации и награды – дело разных вкусов, но серьезная база для голосования отнюдь не мешает.
Теперь позволю себе некоторые комментарии по поводу номинаций на «Золотой Глобус». У меня был всего один голос, поэтому, соглашаясь или не соглашаясь со своими коллегами, я понимаю, что коллективная воля при тайном голосовании и является демократичным суммированием разных вкусов и художественных пристрастий.
Итак, в главной категории номинаций «Лучший фильм года – драма)» три фильма – «Вавилон», «Отступники» и «Малые дети» – совпали с моим бюллетенем для голосования. Я оставил две вакансии свободными, потому что не нашел еще двух фильмов, равных по классу этим трем. Но мои коллеги добавили в категорию картины «Бобби» и «Королева». Обе – с политическим содержанием и достойно сделаны, но мне в них недостает элемента высокого искусства. Хотя, скажем, игра Dame Хелен Миррен в роли королевы Елизаветы Второй выше всяких похвал. Сравниться с ней по классу может только другая номинированная англичанка – тоже Dame Джуди Денч в более камерной картине «Заметки о скандале».
Хороша еще одна номинированная англичанка Кэйт Уинслет в драме «Малые дети». Но совершенно непонятно, как оказалась в этой пятерке Мэгги Джилленхаал из фильма «Малышка Шерри»? Я предпочел ей восходящую звезду Сиенну Миллер из фильма «Девушка фабричная» (Factory Girl).
Пятая же номинация для Пенелопы Круз по фильму Альмодовара «Возвращение» была обеспечена ультрапозитивной молвой в Голливуде. Лично я не считаю ее новой Софией Лорен или Анной Маньяни, как некоторые американские критики-воздыхатели.
В аналогичной мужской категории тоже напряженная конкуренция. Леонардо Ди Каприо номинирован дважды – за главные роли в картинах «Кровавый алмаз» и «Отступники». Думаю, что комитет нашей организации, определявший, кто и за что может быть номинирован, оказал Лео междвежью услугу, поместив его роль в «Отступниках» в категорию главных. На самом деле «Отступники» — ансамблевая картина, и все роли в ней в принципе второго плана, как того и добивалась студия «Уорнер». Согласись наши «комитетчики» с ней, Лео мог бы претендовать на два приза сразу, а так он вынужден конкурировать сам с собой, возможно, разделяя голоса и проигрывая в результате британскому актеру-ветерану Питеру O’Тулу, сыгравшему… старого актера в фильме «Венера», или американцу Форесту Уитакеру, воплотившему на экране печальной памяти угандийского диктатора Иди Амина в картине «Последний король Шотландии».
Последний номинант в данной категории Уилл Смит достойно и правдиво сыграл в социальной драме «В поисках счастья», но его работа не более чем добротна на фоне трех остальных корифеев.
В жанре «Комедия/мьюзикл» ожидаемой неожиданностью стала номинация политически некорректной комедии-кассового блокбастера «Борат», зато вполне ожидаемыми были номинации еще одной политнекорректной комедии «Здесь курят!», умного фарса «Маленькая мисс Радость», бенефиса Мерил Стрип «Дьявол носит Prada» и единственного в категории мьюзикла «Девушки мечты».
Среди номинированных актрис в этих жанрах совершенно естественно присутствие упомянутой выше Мерил Стрип. Ее основной конкурент – Аннетт Бенинг за фильм «Бег с ножницами». Вместо номинированной Тони Колетт я поставил в свой бюллетень саму «маленькую мисс Радость» Абигайль Бреслин и спокойно бы обошелся без Бейонсе Ноулс из «Девушек мечты» и Рене Зеллвегер из «Мисс Поттер». Последний фильм с моей точки зрения – вовсе даже не комедия, а драма.
С нетерпением жду появления на церемонии «Золотого Глобуса», которая будет транслироваться телесетью NBC 15 января 2007 года, номинированного за роль Бората английского комика Саши Барона Коэна. Если он, как в ходе кампании, будет в образе и костюме Бората, это придаст дополнительную спонтанность и нерв известной своей неформальностью по сравнению с чопорным «Оскаром» церемонии. Как и возможное присутствие (или отсутствие) скандально знаменитого Мела Гибсона, чей фильм «Апокалипсис» конкурирует в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Здесь у него мощная конкуренция в лице фильма Клинта Иствуда «Письма с Иводзимы» на японском языке, германской картины «Жизнь иных», испанского «Возвращения» и мексиканского «Лабиринта Фавна».
К сожалению, представленные на номинацию четыре очень достойные российские картины «9 рота», «Итальянец», «Остров» и «Изображая жертву» в финал не вошли. Все они понравились моим коллегам, но, подозреваю, голоса в их пользу разделились, не создав критической массы для номинации хотя бы какой-то одной.
Сергей Рахлин
Лос-Анджелес
15.12.2006
***