Похмелье в промышленных масштабах
Большинство из нас хотя бы раз так делали: просыпаясь с ужасающей похмельной головной болью, обнаруживали, что невозможно даже просто вылезти из-под одеяла, не то что идти на работу. Да, мы знаем: не надо было так много пить, но так уж получилось, компания хорошая, разговор… И чего уж думать о том, что было… Что делать дальше — вот вопрос.
Ответа может быть два. Умереть или позвонить на службу и сказать, что заболел.
А разламывающая боль все не проходит, а тошнит все больше — и вот мы уже просим кого-то из близких набрать номер босса и сказать, что у нас мигрень. Зубная боль. Приступ эпилепсии. Да мало ли что!
Да, теперь до вечера мы будем нести бремя вины и чувствовать себя не очень уютно, но как-нибудь справимся, ведь в холодильнике есть сосиски, а под рукой — пульт от телевизора…
Бесконечные факторы
Один раз прикинуться больным, может быть, не такое уж и преступление, но для экономики страны в целом подобные представления оборачиваются настоящей, а не симулируемой головной болью.
До такой степени оборачиваются, что, по данным консалтинговой фирмы IHC, в одной только Великобритании каждый год такие «больничные» съедают 40 миллионов человеко-дней! (Все население страны — около 60 миллионов).
При этом 93% сотрудников ссылаются на грипп и простуду, однако, как утверждают специалисты IHC, на самом деле по меньшей мере половина таких случаев не имеет ничего общего со здоровьем. Просто люди по какой-то причине хотят остаться дома.
А причины могут быть разными — от неблагоприятного климата на работе до присмотра за детьми и престарелыми родственниками, от низкой оплаты трудодня до ожидания сантехника.
Или просто уже упомянутое похмелье.
Высокая цена
Да, конечно, кто-то не выходит на работу по причине самого настоящего заболевания, кто-то испытывает боли в спине из-за дешевого офисного кресла, кто-то страдает от депрессии, вызванной тем, что на работе все плохо, кто-то просто переработал.
По оценкам IHC, каждый год из-за стресса, страха и депрессии британская экономика теряет 13,4 миллиона человеко-дней, а еще 12,3 миллиона — из-за проблем со спиной и плечами.
Во сколько же все это обходится в финансовом выражении?
По данным на 2002 год, эта сумма составила 11,5 миллиарда фунтов стерлингов (по курсу марта 2004-го — почти 20 миллиардов долларов США).
Как с этим бороться?
Рецепт от IHC прост: в первую очередь попытаться ликвидировать те причины, по которым сотрудники не приходят на работу, а не реагировать на проблему уже постфактум.
«Копните под поверхность любой компании — и вы, вероятно, натолкнетесь на целый сонм культурных, организационных и управленческих проблем, которые и приводят к отсутствию сотрудников на рабочих местах», — говорит консультант по здравоохранению Пол Робертс, автор доклада IHC «Прогулы: тайная болезнь экономики». — Но хорошо то, что справиться с прогулами достаточно просто, и выгоды от этого очевидны — как непосредственные, так и долгосрочные».
Устранение причин
Одна фирма, решившая положить конец прогулам, — инвестиционная контора Invesco из лондонского Сити.
На нее работают 1000 постоянных сотрудников. Руководство в какой-то момент поняло, что отсутствие персонала на работе — будь то из-за визита к врачу, психотерапевту или юристу — стоит компании 38 тысяч фунтов в год.
Закатав рукава, менеджмент пересмотрел свои рекомендации относительно здоровья и решил вложить средства в частного терапевта для своего персонала а также в найм собственного психотерапевта. Кроме того, состояние рабочих мест оценил эксперт в области эргономики, руководство устроило сотрудникам бесплатные медицинские проверки и обеспечило их частной медицинской страховкой.
Уже вскоре количество однодневных больничных сократилось на 6%, что позволило компании экономить 60 человеко-дней в год.
«Это еще и подняло настрой персонала, их желание работать, а не только состояние их здоровья», — говорит Лора Эшфорд, менеджер Invesco по компенсациям.
Уилл Смэйл
Би-би-си
26 марта 2004 г., 14:17 GMT 17:17 MCK
*