Юбилей книги: 40 лет назад впервые увидел свет роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Безжалостно порезанный цензорскими ножницами, все-таки вышел — в двух номерах журнала «Москва». Первая часть была опубликована в конце года, а вторая — через паузу — в начале следующего. Редакция не просчиталась: подписка на журнал выросла в десятки раз, а популярность издания взлетела, словно Маргарита над Арбатом.

Чтобы литератору попасть в редакцию журнала «Москва», надо выдержать испытание необъяснимо крутой лестницей. Вдова Булгакова Елена Сергеевна испытание выдержала 40 лет назад. Машинописная копия «Мастера и Маргариты» была опубликована — в одном номере с текстами Симонова, Фурманова и картинками о сражающемся Вьетнаме. «Храним, гордимся», — говорит заместитель главного редактора журнала Алексей Позин.

В первую часть романа цензоры вмешались 21 раз, во второй части — 138 купюр. Полностью изъяли сон управдома Никифора Босого, вырезали все, что касалось валютных операций, римской тайной полиции, и за компанию исключили из книги всех голых женщин: и Геллу, и Маргариту, и служанку ее Наташу попросту одели. Московский самиздат на это злодейство тут же ответил брошюрой «Купюры из нового романа Булгакова», так что сообразительный советский читатель собирал полноценную книгу сам, как конструктор.

«Тогда это было дикое ощущение полета какого-то, но не мистического, а духовного, в который увлек тебя писатель», — вспоминает режиссер Владимир Бортко.

«Этот роман пролежал в столе 25 с лишним лет, четверть века. Это был такой незримый обвинительный приговор советской власти», — говорит литератор, булгаковед Мариэтта Чудакова.

Предисловию Константина Симонова, в котором он, видимо, вынужденно отметил «ограниченность булгаковского взгляда», не верили. Роман проглатывали за ночь, на следующую ночь с воспаленными глазам проглатывали еще раз. Сегодня «Мастера и Маргариту» читают уже спокойно, но очень часто перечитывают.

Школьники старших классов выражают свое восхищение романом посредством легкой настенной живописи, умудренные опытом литературоведы — посредством научных конференций. Пожалуй, ни один роман второй половины ХХ столетия не исследовали так много и так часто. Вот и сегодня на Большой Садовой, в «нехорошей квартире» — очередное собрание булгаковедов.

В комнате, где работал писатель, работают ученые, по другим комнатам бродят школьники. Им все пытаются объяснить, что такое примус и куда из этой квартиры пропадали люди в 30-х годах.

«Читают все роман в 12-13 лет, а к 14-ти годам обычно прочитали уже два-три раза», — констатирует Заслуженный учитель России, преподаватель литературы лицея №1525 Москвы Евгения Абелюк.

Свою первую московскую коммуналку Михаил Афанасьевич не очень-то любил. Возможно, потому и поселил сюда нечисть, делятся догадками сегодняшние хранители квартиры.

Искусствовед, экскурсовод музея-квартиры М.А. Булгакова Галина Морозова рассказывает: «Народ идет — студенты, в общем, приятно, что культурные идут люди. Хотя, конечно, бывают разные, которые вот так бегают, бегают, ищут. И так смотришь: странный человек, что же вы ищете? А он на тебя внимания не обращает. Что же вы все-таки ищете? «А где Воланд жил?» Тут по интонации я уже понимаю, что кто-то уже пошел по фазе».

Люди приходят воспитанные, невоспитанные не приходят, продолжает свой рассказ искусствовед, правда, в экспозиции выставляется уже третий примус. Два предыдущих исчезли. Добрые люди унесли, судя по всему, из-за большой любви к Булгакову.

Вести.ru

***