Николай Семенович Тихонов (1896–1979) – один из крупнейших поэтов XX века. Человек необычной судьбы, он оставил за плечами четыре войны, высокие литературные должности в подконтрольном Сталину Союзе писателей, депутатство в Верховном совете СССР, арест… Н. Тихонов из того поколения, на долю которого пришлись самые мрачные страницы советской эпохи. Художественные и гуманитарные ценности поэт ставил превыше всего.

Наделенный значительным поэтическим дарованием, Николай Тихонов рано начал писать стихи. У четырнадцати-шестнадцатилетнего подростка уже вполне проявились черты будущего крупного поэта. Писал он стихи и на фронте – воевал в Первую империалистическую в гусарском полку, с 1918 года – в Красной армии. Юный седой гусар буквально ворвался в русскую поэзию – стремительно и ярко, как комета. Ему было суждено стать классиком. Вершиной творчества Николая Тихонова стали книги «Орда» и «Брага», вышедшие в начале 1920-х годов.

   

Поэзии Н. Тихонова свойственна наполненность образами – сложными, многоплановыми, насыщенными мыслью и философской значительностью. Виртуозное владение словом и стихотворной формой придают образам особую выпуклость, а поэтическому тексту – упругость до максимума натянутой тетивы. Поэт обладал точным и глубоким поэтическим видением, способностью впитывать, а затем творчески осмыслять увиденное и прочувствованное.

   

Н. Тихонов писал: «Я стараюсь запомнить все с такой полнотой, что потом, через много лет, я могу вызвать эту сцену со всем ее воздухом, настроением, потребностями… Я, как губка, впитывал окружающее».

   

Биографии поэта не содержат упоминаний о его увлечении рыбной ловлей. Однако он бывал свидетелем сцен рыбалки и в силу своей жизненной позиции понимал и принимал философию «правильной рыбалки». Его способность впитывать «как губка», зоркий глаз поэта, образное и глубокое поэтическое мышление – все это, соединясь, создало замечательные строки:

   

И чайки из брошенных наземь сетей

Воровали трепещущих рыб.

Поэт использует образ рыб в поэтической метафоре:

А ковчег шел тысячу дней,

Как усталая рыба идет. («Хам»)

Особой силы достигает этот образ в

отрывке из стихотворения «Перекоп»:

И когда луна за облака

Покатилась, как рыбий глаз,

По сломанным, рыжим от крови штыкам

Солнце сошло на нас.

Тема рыб связана с водной стихией,

глубиной, ее непредсказуемостью и

неисчерпаемостью:

И рыба глубокий, подводный ход

По моим приказам ведет.

Жесткими сильными строками повествует поэт о войне:

Породнились свистами с овчиной

С хлябью баламутною реки,

Там, где сом, объевшись мертвечиной,

Белым брюхом бился о быки. («Мост»)

   

Поэт использует также образ лодки:

Но я такой, не молод, не сед –

И шхуне, что в душу вросла,

Я не могу прочертить ответ

Соленым концом весла.

   

Пусть уходит в моря, в золото, в лак

Вонзать в китов острогу,

Я сердце свое, как боксер – кулак,

Для боя в степях берегу.

(«Я одержимый дикарь…»)

   

Вот образ сибирских рек:

А из рек, убегающих прямо,

Так широко и плавно,

Может пить только Бог или мамонт,

Приходя как к равному равный.

(«Сибирь»)

   

   

Мощный поэтический голос Николая Тихонова во всем многообразии его возможностей звучит и сегодня. Может быть, некоторые читатели заново откроют для себя его имя. Имя поэта, обогатившего своим творчеством не только русскую, но мировую поэзию.

Публикацию подготовил Анатолий МАИЛКОВ   

Российская охотничья газета

от 13.12.2006

Московский Комсомолец

***