Рыбаку нужны волна да небо… К 110-летию Николая Тихонова
Николай Семенович Тихонов (1896–1979) – один из крупнейших поэтов XX века. Человек необычной судьбы, он оставил за плечами четыре войны, высокие литературные должности в подконтрольном Сталину Союзе писателей, депутатство в Верховном совете СССР, арест… Н. Тихонов из того поколения, на долю которого пришлись самые мрачные страницы советской эпохи. Художественные и гуманитарные ценности поэт ставил превыше всего.
Наделенный значительным поэтическим дарованием, Николай Тихонов рано начал писать стихи. У четырнадцати-шестнадцатилетнего подростка уже вполне проявились черты будущего крупного поэта. Писал он стихи и на фронте – воевал в Первую империалистическую в гусарском полку, с 1918 года – в Красной армии. Юный седой гусар буквально ворвался в русскую поэзию – стремительно и ярко, как комета. Ему было суждено стать классиком. Вершиной творчества Николая Тихонова стали книги «Орда» и «Брага», вышедшие в начале 1920-х годов.
Поэзии Н. Тихонова свойственна наполненность образами – сложными, многоплановыми, насыщенными мыслью и философской значительностью. Виртуозное владение словом и стихотворной формой придают образам особую выпуклость, а поэтическому тексту – упругость до максимума натянутой тетивы. Поэт обладал точным и глубоким поэтическим видением, способностью впитывать, а затем творчески осмыслять увиденное и прочувствованное.
Н. Тихонов писал: «Я стараюсь запомнить все с такой полнотой, что потом, через много лет, я могу вызвать эту сцену со всем ее воздухом, настроением, потребностями… Я, как губка, впитывал окружающее».
Биографии поэта не содержат упоминаний о его увлечении рыбной ловлей. Однако он бывал свидетелем сцен рыбалки и в силу своей жизненной позиции понимал и принимал философию «правильной рыбалки». Его способность впитывать «как губка», зоркий глаз поэта, образное и глубокое поэтическое мышление – все это, соединясь, создало замечательные строки:
И чайки из брошенных наземь сетей
Воровали трепещущих рыб.
Поэт использует образ рыб в поэтической метафоре:
А ковчег шел тысячу дней,
Как усталая рыба идет. («Хам»)
Особой силы достигает этот образ в
отрывке из стихотворения «Перекоп»:
И когда луна за облака
Покатилась, как рыбий глаз,
По сломанным, рыжим от крови штыкам
Солнце сошло на нас.
Тема рыб связана с водной стихией,
глубиной, ее непредсказуемостью и
неисчерпаемостью:
И рыба глубокий, подводный ход
По моим приказам ведет.
Жесткими сильными строками повествует поэт о войне:
Породнились свистами с овчиной
С хлябью баламутною реки,
Там, где сом, объевшись мертвечиной,
Белым брюхом бился о быки. («Мост»)
Поэт использует также образ лодки:
Но я такой, не молод, не сед –
И шхуне, что в душу вросла,
Я не могу прочертить ответ
Соленым концом весла.
Пусть уходит в моря, в золото, в лак
Вонзать в китов острогу,
Я сердце свое, как боксер – кулак,
Для боя в степях берегу.
(«Я одержимый дикарь…»)
Вот образ сибирских рек:
А из рек, убегающих прямо,
Так широко и плавно,
Может пить только Бог или мамонт,
Приходя как к равному равный.
(«Сибирь»)
Мощный поэтический голос Николая Тихонова во всем многообразии его возможностей звучит и сегодня. Может быть, некоторые читатели заново откроют для себя его имя. Имя поэта, обогатившего своим творчеством не только русскую, но мировую поэзию.
Публикацию подготовил Анатолий МАИЛКОВ
Российская охотничья газета
от 13.12.2006
***