Вялотекущий конфликт между писателем Эдуардом Успенским и художником Леонидом Шварцманом в очередной раз перетек в судебное разбирательство. На этот раз защитники Шварцмана выдвигают претензии к болгарской косметической компании, с благословения Успенского использующей на упаковке зубной пасты образ мультипликационного персонажа. Шварцмана такой расклад не устраивает. Завтра состоится судебное заседание, на котором возобновится спор о нарушении авторских прав. Чтобы доказать, что Успенский незаконно распоряжается образом Чебурашки, известные мультипликаторы обнародовали вчера «вещдоки».

Как пояснили сторонники Шварцмана, основная проблема заключается в том, что Успенский, по уже сложившейся традиции, без согласия художника дал добро на использование образа Чебурашки. И конечно, не бескорыстно. А вот делиться с художником вырученными средствами он не собирается, что, естественно, последнего расстраивает. Но больше всего художник переживает из-за того, что Успенский насильно лишает его отцовских прав на Чебурашку. В защиту Шварцмана встала вся старая гвардия мультипликаторов, которые утверждают, что собственными глазами видели, как создавался мультик «Крокодил Гена и его друзья» и кто работал над образами его героев.

Главный аргумент в пользу Шварцмана представил режиссер и художник мультипликационных фильмов Юрий Норштейн. Он показал журналистам чертежи и эскизы Чебурашки, а также крокодила Гены и Шапокляк, датированные 1968 годом и подписанные Шварцманом. А эскизы, согласно закону об авторском праве, уже являются неоспоримым доказательством того, что права на созданный образ принадлежат Шварцману, то есть тому человеку, который их нарисовал.

Успенский, однако, продолжает настаивать на том, что, раз он создал литературный образ, значит, и все права принадлежат ему. Но, как утверждает Шварцман, по тому рассказу о Чебурашке, который есть в книге Успенского, можно нарисовать миллионы зверушек: там нет его детального описания. А это значит, что воплощенный в мультике Чебурашка – не что иное, как придуманный Шварцманом персонаж. Солидарен с художником и Норштейн, он говорит, что даже диснеевский Микки-Маус похож на того самого невиданного зверя из книги Успенского.

Этот конфликт, скорее всего, будет длиться вечно. Потому что Успенский на правах автора разрешает производителям различной продукции использовать литературный образ героя из своего рассказа. А компании ленятся придумывать нового Чебурашку и эксплуатируют шварцмановского, лишь немного видоизменив его. И тут уже Шварцману приходится отстаивать свои права. Именно по этой причине в суды периодически вызывают представителей разных компаний, в разных видах штампующих «ушастиков».

Эдуард УСПЕНСКИЙ – «Новым Известиям»:

– Я никогда не откажусь от прав на Чебурашку, от героя, которого я придумал. Во-первых, я написал книжку, в которой описан Чебурашка. Во-вторых, я писал сценарий вместе с Романом Качановым, где написано, что Чебурашка – это лесной ночной зверек типа лемура, с большими ушами и с большими глазами. Первый Чебурашка, который был нарисован именно таким, был из ленинградского театра кукол. Мы с Романом Качановым ездили туда и объясняли, каким именно он должен быть. Второго Чебурашку, также с большими глазами и ушами, нарисовал режиссер Борис Степанцев, и он сделал диафильм. Третий Чебурашка уже вышел из «Союзмультфильма». Сейчас у нас идут четыре судебных процесса с юристами Шварцмана, они добиваются, чтобы хоть какой-нибудь суд признал право Шварцмана. Но дело в том, что до сих пор не представлено ни одного эскиза Шварцмана, подписанного худсоветом студии. И я считаю, что главным художником является умерший Роман Качанов, а Шварцман был у него исполнителем. Студия «Союзмультфильм» – единственная, кто может претендовать на авторские права, потому что мультфильм – это плод коллективного труда.

ЧЕБУРАШКА ДОРОГОГО СТОИТ

Эдуард Успенский пытался защищать свои права на Чебурашку еще в СССР. Когда конфеты, сырки и другие продукты под брендом «Чебурашка» появились в постсоветской России, это заставило Успенского обратиться в суды и выиграть иски по защите своих авторских прав.

В 2000 году вышел календарь на 2001 год с изображением Чебурашки, где художником значился некий Боровский, а Эдуард Успенский – автором персонажей. При поддержке друзей Леонид Шварцман доказал через суд, что является правообладателем образа Чебурашки.

В 2003 году Успенский подал иск против японской компании SP International, которая выпускала в Японии игрушки, майки, значки, разные товары с изображением «Чеби», а также видеокассеты и диски с мультфильмами. В результате соглашения писатель стал получать авторские гонорары с каждой выпущенной вещи.

В августе 2004 года Эдуард Успенский потребовал от Олимпийского комитета России прекратить коммерческое использование Чебурашки в качестве талисмана сборной России на летней Олимпиаде в Афинах. По словам писателя, компании Bosco была предоставлена возможность не продавать, а дарить игрушки. «К нашему большому удивлению, талисман продается в магазинах по цене 50 евро за экземпляр», – писал возмущенный Успенский. Тем не менее на следующей Олимпиаде в 2006 году Чебурашка вновь использовался в качестве талисмана сборной.

В ноябре 2006 года в Токио завершилась одна из самых масштабных судебных тяжб вокруг Чебурашки. В итоге японская телекомпания купила права на съемку 1200-серийного мультфильма о Чебурашке (Чебу) у всех претендовавших на него правообладателей: у писателя Эдуарда Успенского, художника Леонида Шварцмана, студии «Союзмультфильм» и американской компании Films by Jove, которая обладает правами на коллекцию советских мультфильмов.

Новые Известия

***