Скандал вокруг смерти Александра Литвиненко, отравленного полонием-210, привел к тому, что по всему миру прокатилась паника. Люди боятся стать невольными жертвами таинственных отравителей, боятся произносить слово «яд». «Новые Известия» выяснили, насколько на самом деле опасен полоний-210, какие есть яды на вооружении у спецслужб разных стран, а также можно ли приготовить отраву «на коленке».

В действительности человек легко может защититься от радиации, излучаемой полонием-210. Достаточно поставить между источником радиации и кожей листок бумаги. А уж плотно закрытая картонка – к примеру, пачка сигарет – полностью оградит дилера и людей вокруг него от заражения. Но это не означает, что микроскопические дозы полония – безобидны. Как утверждает руководитель независимой экспертной комиссии «Экостандарт» Валерий Кучеров, полоний наиболее опасен при попадании в легкие. Если из кишечника его можно вывести путем промывания или в результате применения антидотов, то извлечь из легких это вещество почти нереально. Таким образом, чтобы дело отравителя оказалось успешным, достаточно угостить жертву сигаретой с пропитанным полонием фильтром.

«Яд наносят кисточкой»

В использовании полония-210 против Литвиненко сейчас подозреваются представители российской контрразведки. Правда ли это, предстоит выяснить британским сыщикам и сотрудникам Генпрокуратуры России. Однако не секрет, что отравляющие вещества действительно стоят на вооружении властных и силовых структур. Об этом же заявил экс-офицер ФСБ Михаил Трепашкин, осужденный за разглашение гостайны. Заключенный написал несколько писем из колонии Нижнего Тагила. Вот цитата из одного из них: «Эти яды не оставляют следов в организме. Чаще всего врачи при вскрытии тел отравленных констатируют сердечную недостаточность. Яд обычно наносится аэрозолем или кисточкой на руль и дверные ручки автомобиля, в месте, где работает кондиционер, на телефонные трубки и т. д.». По утверждению Трепашкина, в арсенале спецслужб имеется, по меньшей мере, десять видов ядов различного действия – через дыхательные пути, кожу рук, слизистую глаз.

Как рассказал «НИ» бывший офицер ФСБ на условиях анонимности, по характеру действия все яды подразделяются на две большие группы. Первую группу называют «слон в посудной лавке». Это вещества, которые, взаимодействуя с клетками и органами без избирательности, наносят общий вред живой материи. Такими свойствами обладает оружие массового поражения. К этой группе относятся, например, зарин и его производные, так называемые V-яды. Из-за сильнейшего поражающего эффекта они запрещены к применению международными соглашениями. Поэтому «слонами» спецслужбы предпочитают не пользоваться. Однако преступников запреты не остановят – слишком эффективно действуют эти яды. Например, V-яд работает даже в объеме небольшой капли. Он незаметно проникает через кожу и быстро приводит к смерти. Достаточно обработать кожу обреченного, например, «увлажненной» этим ядом салфеткой или просто брызнуть из пульверизатора с отравленным одеколоном. К счастью, подобных сценариев убийства мировая криминальная практика пока еще не знала.

Цианистый калий – это классика

Вторая группа – яды направленного воздействия. Они поражают лишь определенные части компонентов клетки, уничтожая ее жизнеспособность. Типичный представитель – цианистый калий.

Как сообщил «НИ» специалист одного из закрытых оборонных предприятий Москвы, по понятным причинам пожелавший остаться неназванным, лидером среди ядов растительного происхождения у спецслужб считается цикута (яд, поднесенный Сократу), а среди препаратов химического происхождения особой популярностью у контрразведчиков пользуется мышьяк.

Как утверждает источник, в арсенале спецслужб мира имеются как самые новейшие разработки отравляющих веществ, так и яды, применявшиеся в глубокой древности. Скажем, аконит или та же цикута, выделяемые из диких растений, сочетаются с рицином – отравляющим веществом нервно-паралитического действия, поставленным на вооружение лишь несколько лет назад. Рицин можно получить в домашних условиях из растений определенного вида. По токсичности он не уступает зарину. Кстати, разведка использовала рицин при ликвидации в 1978 году болгарского диссидента Георгия Маркова – и не где-нибудь, а в Лондоне.

Кроме того, существует несколько приемов, дающих клиническую картину вполне «невинного» сердечного приступа. Например, пузырек воздуха, введенный в артерию, вызывает остановку сердца якобы в результате «тромбоза». А внутривенная инъекция пятидесяти миллилитров крепкого алкоголя дает ту же картину, но только будто бы вследствие опьянения.

Открываем консервную банку

Даже безобидные лекарства из домашней аптечки при неправильном их употреблении могут привести к серьезному отравлению и даже летальному исходу. На многих медицинских и фармакологических сайтах есть списки химических препаратов, которые лишь в малых дозах обладают лечебными свойствами, но оказывают отравляющее действие на организм в случае передозировки. Так, обычный аспирин при превышении нормы употребления всего в два раза уже вызывает сердечные приступы, несворачиваемость крови, кишечные расстройства. Смертельная доза аспирина для взрослого человека – всего 15 граммов. И так со многими лекарственными препаратами – от борной кислоты и барбитуратов до эфедрина.

Сердечные и гипертонические приступы также может вызвать такое вещество, как антабус (тетурам). «Этот препарат используется для лечения алкогольной зависимости, сам по себе не ядовит и входит в состав так называемых «торпед» – капсул, которые вшивают под кожу пациентам-алкоголикам, – рассказал «НИ» столичный биохимик Владимир Сумеха. – Однако в сочетании с малейшим количеством спиртного антабус вызывает острую сердечную недостаточность. Смертельная доза при концентрации алкоголя в крови 1% – один грамм».

И все-таки чаще всего рядовые граждане сталкиваются с ядами биологического происхождения. К примеру, одним из самых сильных токсинов считается ботулинический микроб. При определенных обстоятельствах его несложно получить в домашних условиях – почти в любой банке с консервами. При этом лечение в целом неэффективно, в 60–70% случаев – летальный исход. Очевидно, что по простоте, эффективности, а главное – бесследности воздействия этот токсин может быть предпочтительнее всяких радиоактивных солей: достаточно накормить жертву испорченными маринованными грибами. Или тушенкой. Или консервированными огурцами. В том числе и за ресторанным столиком.

"Новые Известия"

***