Личность Виталия Соломина ассоциируется прежде всего с образом доктора Ватсона из обожаемого людьми различных возрастов, пристрастий, интересов цикла фильмов режиссера Игоря Масленникова.

Виталий Соломин умел подбирать ключи к самым разным ролям и к сердцам самых разных зрителей.Фото Бориса Кремера

И хотя нередко «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» именуют «сериалом», как-то язык не поворачивается шедевр отечественного кино называть тем же словом, что и телевизионный fast fоod. Шарм двух джентльменов, искренней преданности, настоящей мужской дружбы, нюансы оттенков чувств, их подлинность заставляют вновь и вновь забывать обо всех делах насущных и проживать киноистории заново, в десятый, если не сотый раз. В русском интернете существует даже виртуальный памятник фильму.

Сами англичане признали наш дуэт Холмса и Ватсона лучшим – правда, с оговоркой «на континенте». Даже Маргарет Тэтчер была очарована советской лентой, показанной за рубежом еще в 1982 году. В начале 2006 года Василий Ливанов стал кавалером ордена Британской империи как «посол британской культуры в России». А в сентябре 2003 года председатель Международного клуба Конан Дойла, вручая Василию Борисовичу диплом за лучшего Шерлока Холмса, первым делом сказал: «Мы должны все почтить вставанием память замечательного русского актера, воплотившего доктора Ватсона, – Виталия Соломина».

И хотя нередко «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» именуют «сериалом», как-то язык не поворачивается шедевр отечественного кино называть тем же словом, что и телевизионный fast fоod. Шарм двух джентльменов, искренней преданности, настоящей мужской дружбы, нюансы оттенков чувств, их подлинность заставляют вновь и вновь забывать обо всех делах насущных и проживать киноистории заново, в десятый, если не сотый раз. В русском интернете существует даже виртуальный памятник фильму.

Сами англичане признали наш дуэт Холмса и Ватсона лучшим – правда, с оговоркой «на континенте». Даже Маргарет Тэтчер была очарована советской лентой, показанной за рубежом еще в 1982 году. В начале 2006 года Василий Ливанов стал кавалером ордена Британской империи как «посол британской культуры в России». А в сентябре 2003 года председатель Международного клуба Конан Дойла, вручая Василию Борисовичу диплом за лучшего Шерлока Холмса, первым делом сказал: «Мы должны все почтить вставанием память замечательного русского актера, воплотившего доктора Ватсона, – Виталия Соломина».

Виталий Соломин родился в Чите в 1941 году. Его родители были профессиональными музыкантами: отец, Мефодий Викторович, играл чуть ли не на всех струнных инструментах, а мама, Зинаида Ананьевна, обладала вокальным даром (меццо-сопрано). Старший брат Виталия – Юрий Соломин, художественный руководитель Малого театра с 1988 года, заронил в него мечту о сцене, и Виталий отправился в Москву поступать в Театральное училище имени Щепкина. Помимо авторитета старшего брата, к тому моменту уже закончившего «Щепку», стимулом явился визит в Читу комиссии из этого училища, куда младший поступил в 1959 году.

Еще будучи студентом, Виталий уже начал играть в Малом, с которым переплетется его жизнь на 40 лет. Две трети жизни в этом великом театре, цифра-понятие, провоцирующая на доронинское риторическое «Любите ли вы театр?..». Кстати, именно «Старшая сестра» стала дебютом для Виталия в кино. Всего же он снялся более чем в 40 лентах. Театр и кино – параллельные миры – постоянно открывали «нового» Соломина. Отвечая журналистам, он заметил, что из семи ролей «королевского» театрального репертуара российского актера им сыграно шесть, не хватает только Сирано де Бержерака. Среди соломинских особых театральных удач надо назвать роль Ипполита в спектакле «Не все коту масленица», Чацкого («Горе от ума»), Хлестакова («Ревизор»), Протасова («Живой труп»), Астрова («Дядя Ваня»).

В конце 80-х Соломин оказался на два года разлучен со своим театром, перейдя в Театр имени Моссовета. Чувствуя себя плотью от плоти Малого, воспринимая его как свой смысл жизни, он вернулся на родную сцену после того, как там поменялось руководство. В Малом Виталий, реализуя себя одновременно и в качестве режиссера, поставил не только спектакли «Мой любимый клоун» и «Живой труп», но и «Дикарку» по пьесе Островского (где исполнил роль Ашметьева), и мюзикл А.Колкера «Свадьба Кречинского» (по Сухово-Кобылину). Он признавался, что, когда начинал работу, продлившуюся в результате около двух лет, то не предполагал, что получится мюзикл. Этот жанр, пожалуй, можно причислить к «соломинским», настолько органично «Свадьба Кречинского» вошла в репертуар. Да и фильмы «Сильва», «Летучая мышь», о съемках которых Виталий вспоминал с удовольствием, – тоже музыкальные комедии.

На съемках фильма «Городской романс» Виталий познакомился со своей будущей супругой – Марией Леонидовой. Но режиссер картины Петр Тодоровский в какой-то момент передумал и вместо Соломина взял на роль Евгения Киндинова. Далее, предлагая руку и сердце, Виталий поставил условие, что Мария больше не будет сниматься в кино. Исключение составила роль в «Приключениях Холмса и Ватсона» («Кровавая надпись», 1979) и участие в «Сильве». По словам Марии, расставание с кино не вызвало у нее серьезных переживаний, тем более что по профессии она не актриса, а художник-модельер. У них родились две дочери – Анастасия и Елизавета. Виталий Соломин был любящим отцом и дедом, обожал устраивать праздники. Однажды, например, дабы разогнать скуку, затеял Новый год в марте.

Соломин говорил, что завидует Андрею Миронову, также на сцене начавшему восхождение в вечность. Инсульт сразил Виталия Соломина в первом акте «Свадьбы Кречинского». Потом было отделение реанимации Склифа… С этим миром Виталий Мефодьевич расстался 27 мая 2002 года на 61-м году жизни.

Спустя год после его смерти прошел первый театральный фестиваль памяти одного из лучших актеров нашего времени. Виталия Соломина чествовали двадцать лучших театров России. Два года назад вышла книга Светланы Овчинниковой и Майи Карапетян «Виталий Соломин. Три любви». Там приводится запись из дневника Виталия Соломина: «Меня нет. Но я есть. И я хочу это заявить».

Однажды Виталий Соломин признался: «У меня, народного артиста, работающего в старейшем национальном театре страны, зарплата меньше, чем у уборщицы! Знаете, сколько я получаю за работу в спектакле «Свадьба Кречинского»? 30 долларов! А спектакль сложнейший – мюзикл, три часа идет. И я продолжаю играть его не из-за денег, а потому что нравится!» Что называется, без комментариев.

08.12.2006

Ксения Апель

Независимая газета

***