“Раздутый” пшик. “Закошмарить” LADA не так просто
Как это ни удивительно, но принцип “хорошие новости — это плохие новости” по-прежнему для многих является одним из основополагающих. Это весь остальной мир может жить в осознании, что если себя не похвалишь, то и никто не похвалит. У нас же любят ругать. И зачастую совсем не по делу. Бывает и так, что “сенсация” просто высасывается из пальца и к реальному положению вещей не имеет никакого отношения. Так, например, в ряде СМИ прошли сообщения о якобы имеющем место затоваривании на “АВТОВАЗе”. И некоторые аналитики тут же сделали выводы о том, что гордость российского автопрома чуть ли не накануне кризиса. А вот — не дождетесь!
Главный конвейер “АВТОВАЗа” по-прежнему работает как швейцарский хронометр и выпускает ровно 2700 автомобилей в сутки. И это главный факт, который никто оспорить не может. Более того, на фоне снижения производства и отгрузки машин некоторыми другими отечественными автомобилестроителями тольяттинский гигант увеличил отгрузку своей продукции на 8,4% по результатам 10 месяцев этого года. И этим обеспечил положительные итоги для всего российского автопрома.
— А вот у дилеров скопилось чуть ли не 85 тысяч машин, — пытаются парировать так называемые аналитики, из года в год предрекающие смерть российской автоиндустрии. В общем-то, от них иного ждать и не приходится. Есть у нас такая категория “экспертов”, которые считают, что России вообще не стоит выпускать автомобили, а следует их лишь закупать у иностранцев. И в своем самоуничижении они готовы даже коверкать самые очевидные факты.
Во-первых, не 85 тысяч, а всего лишь 72 тысячи машин. А во-вторых, наша страна, становясь все более цивилизованной в рыночном отношении, перенимает не только плюсы, но и “болезни” того самого мирового рынка. Для которого сезонный осенний спад в продаже автомобилей в Северном полушарии стал уже таким же привычным явлением, как снег зимой и дожди — летом.
Да и стоит ли заострять внимание даже не на дутой, а на реальной цифре. По всем стандартам и нормам, по историческому опыту “АВТОВАЗа”, нет ничего вопиющего, если дилерские запасы не превышают полуторамесячного объема производства. Если завод выпускает 65 000 машин в месяц, то, как видно даже невооруженным взглядом, есть еще, что называется, куда запасать. В 2005 году среднегодовые запасы автомобилей LADA на складах у дилеров составляли 48,5 тысяч штук, по данным на 1 декабря 2006-го — 43,7 тысячи штук.
“АВТОВАЗ” планирует работать даже на рождественских каникулах. Как и обещало руководство компании, в 2007-м году завод начнет выпуск автомобилей LADA PRIORA, которые будут изготавливаться на той же линии, где сейчас собирается семейство LADA 110. На праздниках пройдет переналадка технологического оборудования, и эта линия на несколько дней будет остановлена. Первыми из семейства LADA PRIORA на конвейере появятся седаны, и они сразу заменят собой аналогичную модель семейства LADA 110.
LADA, кстати, что бы ни утверждали скептики, по-прежнему остаются самыми продаваемыми автомобилями в России. И, скорее всего, такими и останутся. Буквально позавчера стало известно, что ОАО “АВТОВАЗ” и канадская компания Magna совместно построят в Тольятти автозавод мощностью до 480 тыс. автомобилей в год, стоимостью 1,5 млрд. евро. Причем канадская компания Magna International — это один из мировых флагманов автопрома, а не какая-нибудь левая конторка в сарайчике. Она занимается всеми этапами производства автомобильных систем, модулей и компонентов — от разработки, инжиниринга и тестирования до изготовления и транспортировки. Компания специализируется на разработке и сборке готовых легковых автомобилей и легких грузовиков по заказу компаний-автопроизводителей. Magna имеет 228 производственных площадок и 64 инженерных центра в 23 странах Европы, Азии, Северной и Южной Америки. А вот теперь пришла и в Россию и выбрала лучшего партнера для реализации своих амбициозных планов.
Глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин, рассказывая о проекте журналистам, отметил, что новый завод будет производить автомашины класса “C”, разработанные совместно Magna и “АВТОВАЗом” (50% от общего производства), а также автомобили стороннего иностранного производства. Небезынтересно и то обстоятельство, что совместные разработки будут по-прежнему выпускаться под всемирно известным (без ложной скромности) брендом LADA.
В раздутой шумихе вокруг несуществующих проблем (узкие места в нашем автопроме действительно есть, но они лежат совсем в другой стороне) можно увидеть лишь одну побудительную причину — попытку доказать, что государству нечего делать в экономике. Не секрет, что не так давно власть на автогиганте поменялась, и хозяином стало российское государство. С тех пор то в одной, то в другой газете появляются критические заметки по этому поводу. Между тем, если какой-то спад и имел место, то был связан лишь с тем, что новое руководство наводило элементарный порядок в обширном хозяйстве автогиганта. Но и этот этап уже пройден. И сейчас “АВТОВАЗ” демонстрирует лишь улучшение своих показателей по сравнению с прежним периодом. Видимо, это кому-то очень не по нутру. Вот они и пытаются “выдуть” из ничего очередные сенсации.
Николай ПАВЛОВ
Московский Комсомолец
от 08.12.2006
*