В ближайшую пятницу в Москве будут вручены самые престижные российские кинопремии в области документалистики «Лавр». Тройки лидеров во всех номинациях определились в минувшие выходные по результатам голосования Большого жюри премии, куда входят известные кинорежиссеры и телевизионные мэтры, и – за единственным, но весьма существенным исключением – не вызвали особых возражений. Исключение составила «Великая тайна воды», включенная во второй тур голосования Советом премии, не посчитавшимся с протестами участвовавших в первичном отборе кинокритиков.

«Чудодейственный фильм» пользуется популярностью у организаторов разных премий.

В исходном разделении картин по разным номинациям есть очевидные несообразности, освященные традицией. Считается, к примеру, что для картины важен носитель, на котором она вышла. С этой точки зрения, фильм на кинопленке – из другого разряда, чем тот же фильм на видео или на DVD, хотя нынче только специалист способен отличить цифровое изображение от фотографического. Также спорно и разделение на «короткий» и «полный» метр, поскольку временная разница между тридцатью и пятьюдесятью минутами малозначима, а стилистическая разница отсутствует вообще.

В результате мы имеем три «лучших неигровых кинофильма» – «Блокаду» (лента о Ленинграде в фашистском кольце, смонтированная из старой кинохроники), «Яптик-Хэсе» (о кочевой жизни ненецкой семьи) и «Гражданское состояние» (кинонаблюдения в загсе). Три «лучших короткометражных телефильма» – «Лиза» (о самостоятельной девушке, которая ухаживает за немощными дедом и бабкой), «Война закончена» (несколько грозненских историй), «Семена» (польский фильм, снятый на Алтае). И три «лучших полнометражных телефильма» – «Все дети рождаются зрячими» (о супружеской паре слепых), «Свет Белого моря» (о жизни на маяке) и «Две жизни Ясабуро Хачия» (о пленном японце, который 40 лет прожил в России и вернулся на родину).

Смысл всех этих разграничений состоит, очевидно, лишь в том, чтобы наградить побольше хороших картин. И трудно сказать что-либо против – на всех перечисленных работах можно поставить знак качества. Но не более того, поскольку уникальных художественных событий среди них нет: даже «Блокада», ранее удостоенная «Белого Слона» и «Ники», до открытия не дотягивает.

То же можно сказать и про лучшие научно-популярные фильмы: «Ледин» (об известном киноанималисте), «Код Бартини. Загадка красного барона» (об итальянском конструкторе, работавшем в СССР) и «Красный Сион» (о евреях, обманутых коммунистическими посулами Земли обетованной). И про лучшие документальные сериалы, они же циклы: «Братство бомбы» (история создания атомного оружия), «8 историй о любви и нелюбви» (ясно, о чем), «Эвакуация» (о том, как в начале войны с фашистами вывозили на Восток заводы и фабрики). Одни относятся к каноническому портретному жанру, другие – к жанру иллюстрированной и в меру эмоциональной исторической лекции. Словом, выбирай любой отдельный фильм или награждай всех, ибо один не хуже другого.

Исключением является картина «Великая тайна воды», уже наделавшая шума, получив сразу несколько статуэток на последней телепремии «ТЭФИ». Если предельно кратко сформулировать то, о чем долго вещают авторы и персонажи этого фильма, получится утверждение, что вода является одушевленным существом. Сторонники картины полагают, что это пусть и спорный, но яркий фильм, открывающий для познания новые горизонты. Противники же считают, что эта примечательная в своем роде картина вопиюще антинаучна и заведомо недобросовестна. Фундаментальной особенностью научного эксперимента является возможность его повторения любым экспериментатором, соблюдающим условия первоначального опыта, но условия опытов, о которых идет речь в фильме, нигде не опубликованы и научному сообществу неизвестны. В декларируемые картиной свойства воды (например, свойство менять молекулярную структуру под воздействием слов) можно лишь верить или не верить. Следовательно, те люди, которых создатели фильма представляют как «профессоров» и «научных сотрудников» – не ученые, а кликуши и самозванцы. Выдвижение фальсификации в качестве научно-популярного фильма наглядно показывает, что телевидение перестало отличать истину от лжи, а реальность – от представлений о ней.

Но если «сражение за «Воду» еще впереди, то обладатель одного «Лавра» уже известен. Почетного приза за вклад в кинолетопись удостоен Виктор Лисакович, один из основоположников послевоенного российского документального кино. Торжественная церемония, на которой будут названы победители последнего тура премии, состоится в пятницу в театральном центре Анатолия Васильева.

ВИКТОР МАТИЗЕН

06.12.06

среда

«Новые Известия»

***