В Национальной художественной галерее в немецком Бонне абсолютный чемпион мира по шахматам Владимир Крамник в последней, шестой партии с новейшей (десятой) версией компьютерной программы Deep Fritz уступил черными фигурами. Таким образом, российский гроссмейстер проиграл суперкомпьютеру по итогам шестираундового противостояния со счетом 2-4.

В шестой партии компьютер уже с самого начала отказался от стандартных дебютов, завладев инициативой в центре. С развитием активных событий Fritz не торопился, и, казалось, давал Крамнику время выстроить оборону. Однако когда началась массированная атака компьютера на 47-м ходу российский гроссмейстер вынужден был признать свое поражение.

Таким образом, гонорар Крамника за этот матч в 500 тысяч евро, который мог бы удвоиться в случае его победы, остался без изменений.

В 2002 году в Бахрейне Крамник уже сражался с седьмой версией Deep Fritz, и тот поединок завершился вничью 4-4. К середине матча человек вел со счетом 3-1, но позволил машине нивелировать преимущество к его окончанию. С тех пор производительность «Фрица» серьезно возросла: десятая версия детища программистов из Гамбурга была способна подсчитывать около 8 миллионов позиций в секунду против «всего» 2,7 миллиона в 2002-м. В переводе на обычный язык это означает, что машина способна думать на девять ходов вперед для обоих соперников в середине партии, а в эндшпиле, когда количество фигур на доске по определению невелико, компьютер может заглядывать вперед еще дальше.

До поединка Крамника с суперкомпьютером президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов отметил, что «многое будет зависеть от того, восстановился ли Крамник после сложнейшего матча в Элисте» против болгарина Веселина Топалова за звание абсолютного чемпиона мира.

Глава ФИДЕ отметил, что «с развитием компьютерных технологий шансы человека в таких поединках становятся все меньше и меньше». «Не зря говорят, что компьютер — это средний гроссмейстер, который никогда не «зевает». В случае ошибки компьютер будет безжалостен», — добавил Илюмжинов, и именно эта ошибка и случилась во второй партии, когда Крамник «прозевал» матч в один ход и позволил компьютеру повести в счете.

Шахматное противостояние человека и машины начиналось еще в XVIII веке, когда инженер Йохан фон Кемпелен в 1759 году (по другой версии — в 1770) представил изобретенную им шахматную машину при дворе австрийской императрицы Марии Терезии. Машина, окрещенная «Турком», вызвала фурор как в Европе, так и в Соединенных штатах. Известно, что свои партии «Турку» проиграли, например, Бенджамин Франклин и Наполеон Бонапарт. «Турок» надежно хранил свой секрет, так и не раскрыв его, хотя согласно молве, ларчик открывался просто: в недрах машины прятался человек, который и делал за нее ходы.

Эра компьютерных шахмат началась в 50-х годах ХХ века с появления первых шахматных программ. В 1968 году шотландский шахматист Дэвид Леви прославился своим пари, согласно которому он не должен был проиграть компьютеру в течение десяти лет. Леви выиграл пари, победив в 1978-м сильнейшую программу тех лет Chess 4.7, однако уже в следующем году он добился лишь ничьей в поединке с очередной версией программы, а в 1989-м шотландец в выставочном матче и вовсе капитулировал перед машиной Deep Thought.

Впрочем, до уровня чемпиона мира Deep Thought было еще далеко, что с блеском в том же году продемонстрировал Гарри Каспаров, выигравший обе партии противостояния с ней. Причем до этого в активе Каспарова уже был триумфальный сеанс одновременной игры с пятнадцатью компьютерами в Гамбурге в 1985 году, завершившийся с разгромным счетом 15-0 в пользу человека.

Первый в истории проигрыш чемпиона мира компьютеру в партии с обычным контролем времени был зафиксирован в Филадельфии 10 февраля 1996 года, когда Каспаров проиграл первую партию в матче с Deep Blue. Однако в самом матче 13-й чемпион мира одержал верх, выиграв три партии и сведя вничью две.

Состоявшийся в мае следующего года матч-реванш из шести партий остался за компьютерной программой (получившей название Deeper Blue) со счетом 3,5 на 2,5.

В 2003-м Каспаров свел вничью еще два матча с машинами — в феврале с Deep Junior (3-3), а в ноябре — с X3D Fritz (2-2).

Наконец, в июне 2005-го программа Hydra в шести партиях разгромила седьмого на тот момент гроссмейстера мира британца Найджела Шорта со счетом 5,5-0,5.

Что касается соперника Крамника по боннскому матчу, то первая версия «Фрица» была разработана программистами немецкой компании Chessbase в ноябре 1991 года. В мае 1994-го Fritz впервые громко заявил о себе, сражаясь на равных с ведущими гроссмейстерами мира на турнире по быстрым шахматам в Мюнхене и уступив первенство только Каспарову, да и то лишь на тай-брейке.

В мае 1995-го Fritz стал первым чемпионом мира по шахматам среди компьютеров, обыграв в решающем матче Deep Blue. В апреле 1999-го Fritz с большим преимуществом выиграл матч в быстрые шахматы у ведущей шахматистки мира Юдит Полгар (Венгрия) со счетом 5,5-2,5, а в июле того же года заработал себе приставку «Deep», сенсационно выступив на турнире во Франкфурте, где им были повержены Топалов, Леко, Свидлер, Полгар, Лутц, Морозевич и Адамс.

По мнению ряда аналитиков, человек уже практически исчерпал свои возможности в противостоянии с машиной за шахматной доской. С такой точкой зрения до матча компьютера с Крамником солидарны были и букмекеры: авторитетная контора Betandwin оценивала шансы Крамника и Deep Fritz как 5,30 к 1,50.

22:03 | 05/ 12/ 2006

РИА Новости

*