В обзоре российских газет:

* В Россию запрещен импорт риса

* «Москвич» продан с аукциона

* Борьба с мигалками окончена

* Скандинавы ездят в Россию за водкой и бензином

«Урожай наших рисоводов лежит в хранилищах фактически до мая, теперь они смогут продать его раньше и по хорошим ценам»

«Коммерсант»

«Фактор риса»

Больше всего российские газеты, вышедшие во вторник, пишут об очередном запрете ввоза в страну продуктов питания. На этот раз, по сообщениям СМИ, он коснулся риса, о чем соответствующее распоряжение выдал Россельхознадзор. Согласно ему остановлена выдача импортных карантинных разрешений и отозваны ранее выданные сертификаты.

«Таким образом был введен полный запрет на ввоз риса в Россию», — заключает «Коммерсант» и перечисляет претензии, которые возникли у санитарных врачей к поставщикам. Завозимое в Россию зерно из Пакистана, Индии, Таиланда и Египта имеет плесенево-затхлый запах, китайский рис содержит слишком много испорченных ядер, продукция из Индии и Вьетнама заражена вредителями.

Кроме этого в поставках из Испании, Уругвая и Таиланда обнаружено повышенное содержание пестицидов, из Вьетнама — опасного для здоровья человека вещества, хлорпирифоса».

«Коммерсант» в материале «Фактор риса» предлагает две возможные версии запрета. Во-первых, его могли пролоббировать российские производители. «Урожай наших рисоводов лежит в хранилищах фактически до мая, теперь они смогут продать его раньше и по хорошим ценам», — цитирует издание гендиректора компании «Ангстрем» Игоря Стрельникова и добавляет от себя, что основным лоббистом запрета на рынке считают группу «Разгуляй», которая консолидировала более 80% всех перерабатывающих мощностей риса в Краснодарском крае.

«В «Разгуляе» новость о запрете импорта риса восприняли с удовлетворением, — сообщает издание и цитирует в этой связи слова гендиректора ООО «Разгуляй-крупа» Тимура Бутова. — Принятое решение отражает тенденцию борьбы с завозом в РФ низкокачественной импортной продукции. Главное, что от ограничительных мер выигрывает российский потребитель и производитель».

«Вторая возможная причина запрета, связана с вступлением России в ВТО», — считает газета. «В результате нашего вступления в ВТО мы теряем практически все рычаги давления на импорт,- отмечает на страницах газеты глава RVR Communications Игорь Макурин.- Россельхознадзор и аккредитация импортеров остаются едва ли не единственным методом регулирования».

Газета пишет, что запасов риса в стране хватит на месяц, однако мораторий может продержаться несколько месяцев и за это время цены на рис вырастут на 100%.

«Независимая газета» цитирует мнение научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина по этому поводу: «Полный запрет на ввоз импортного риса — «очень похож на глупость, когда сила есть, то ума не надо».

«Мы давно спорили с губернатором Краснодарского края, который хотел создать рентабельное производство риса за счет высоких импортных пошлин, и я предложил ему не мелочиться и также с помощью пошлин создать в России условия для производства бананов», — говорит Евгений Ясин.

«По его словам, рано или поздно запрет на импорт риса будет снят, но остается непонятным, ради чего надо было испытывать терпение населения?», — пишет «Независимая»

«Москва без «москвичей»

В материале под таким заголовком «Российская газета» рассказывает о продаже с аукциона автозавода «Москвич», который был куплен компанией «Метрополь» более чем за пять с половиной миллиардов рублей.

«РГ» сообщает, что эксперты, близкие к правительству Москвы, считают, что организаторы аукциона — Федеральная фондовая корпорация, мягко говоря, «профукала в ходе этих торгов немало денег» и если бы аукцион проводили столичные власти, сто они взяли бы за 90 гектаров столичной земли, как минимум вдвое больше.

Также газета пишет о скандале, который разгорелся вокруг аукциона. Дело в том, что на него не была допущена строительная компания Mirax Group, а московские власти сами отказались от участия в аукционе.

«Как бы то ни было, — констатирует «РГ» завод им. Ленинского комсомола продан. Позади осталась по сути целая эпоха нашей страны. Ведь это именно с конвейеров АЗЛК в 1947 году сошел «Москвич-400″, по сути первый в нашей стране автомобиль для народа, по имени которого вскоре стали называть и сам завод».

Издание задается вопросом, что же придет на смену заводским конвейерам сейчас на этой громадной территории? «Интернет пестрит расчетами, какую прибыль можно извлечь из нее, если застроить офисами, торговыми центрами», — пишет «Российская газета» и допускает, что может, так и произойдет.

Без мигалок и «крякалок»

Практически все центральные российские газеты отметили окончание борьбы в России с спецсигналами на машинах правительственных чиновников. Точка была поставлена премьер-министром Михаилом Фрадковым, который вчера, в понедельник, утвердил список чиновников, имеющих право использовать автомобили с мигалками.

«По дорогам страны будет ездить всего 977 [против 7,5 тысяч] номенклатурных транспортных средств, — сообщает «Коммерсант» и добавляет. — Машины оперативных служб (милиции, скорой помощи, пожарных и проч.) по-прежнему будут оборудоваться мигалками без всяких ограничений».

В новой редакции документа больше половины спецсигналов потеряла администрация и управделами президента — 60 вместо 140. Кроме того, запрещено устанавливать маячки на свои машины судьям Конституционного суда РФ, кроме председателя, 7 заместителям председателя Верховного суда РФ, а также руководителям Счетной палаты, Центризбиркома и Рособоронзаказа.

«Любопытно, что МВД запретило устанавливать маячок на служебном автомобиле и председателю правления ОАО «Газпром» Алексею Миллеру, главе РАО «ЕЭС России» Анатолию Чубайсу и президенту ОАО РЖД Владимиру Якунину», — выделяет издание. .

Под серьезное сокращение попало и МВД: милицейским чиновникам оставлено 173 мигалки вместо прежних 230. Газета пишет, что это решения является политическим, поскольку именно МВД президент предъявил основные претензии по поводу уровня смертности в ДТП и потребовал принять срочные меры.

«Коммерсант» пишет, что остальные силовые ведомства почти не пострадали, а некоторые даже сумели расширить привилегии, при этом самую большую прибавку получила Генпрокуратура: теперь ей положено 65 мигалок вместо 24-х.

Вместо МВД лидером по абсолютному числу мигалок стала ФСБ России — 230 спецсигналов. Третье место (после МВД) у ФСО, которой положено 150 мигалок.

«Бензиновый туризм»

Газета «Новые Известия» пишет, что по данным Федерального агентства по туризму, возрос поток в Россию гостей из-за рубежа. Однако издание отмечает, что это происходит отнюдь не из-за того, что в России повысился уровень туристического сервиса: просто чиновники записали в интуристы гастарбайтеров из ближнего зарубежья и предприимчивых скандинавов, которые ездят в Россию для того, чтобы купить водки и заправиться бензином.

«Достаточно популярна Россия у финнов. Они устраивают время от времени настоящие водочные туры в нашу страну, — цитирует газета вице-президента информационной службы «Банко» Дмитрия Даниленко. — Сказываются высокие цены на алкоголь на родине и у соседей-скандинавов, которые также с удовольствием приезжают к нам за спиртными напитками».

Однако причислить 1,5 млн. финнов, ежегодно направляющихся в Россию, к заядлыми любителям спиртного нельзя, уверены в «НИ» и объясняют почему.

«Почти половина этих туристов относится к категории «бензиновых». В основном это жители приграничных районов Суоми, пересекающие границу по многоразовым визам, и дальше Выборга не доезжающие, — пишет газета. — Многие из них прекращают знакомство с Россией еще раньше, развернувшись на запад у первой приграничной бензоколонки. Зарубежный автотурист имеет право залить в России 50-литровый бак бензина и еще заполнить 10-литровую запасную канистру».

«Новые Известия» пишут, что чистая прибыль, если сравнить финские и российские цены на горючее, составляет 50 евро, а «легальный» блок сигарет добавляет еще 20 евро дохода. Затем в авто грузятся ящики с дешевыми российскими безалкогольными напитками и пивом, и визитер отбывает домой с «наваром» от 100 до 200 евро.

Издание добавляет, что «бензиновым» туризмом промышляют не только финны, но и жители приграничных районов Норвегии, совершающие автонабеги на Кольский полуостров.

«Страдают от этих челноков финские и норвежские бензоколонки, расположенные вблизи границы. На некоторых из них продажи упали на 30 — 40%, — пишет газета. — Периодически газеты Финляндии и Норвегии предупреждают, что химический состав русского бензина не соответствует европейским нормам, бензоколонки манипулируют с октановым числом, и в результате портятся двигатели автомобилей. Однако эти «страшилки» не пугают челноков, поток которых в восточном направлении не иссякает».

Обзор подготовил Олег Савин, Служба мониторинга Би-би-си

вторник, 05 декабря 2006 г., 07:17 GMT 10:17 MCK

Би-би-си

***