В историко-краеведческом музее им. Алабина открылась выставка «Девять месяцев чувств». Это третий социо-художественный проект, осуществляющийся на территории Приволжского федерального округа (Чебоксары, Киров, Ульяновск, Самара), Самарским региональным общественным благотворительным фондом «Центр современного искусства». Об этом и многом другом и пойдет речь в беседе нашего корреспондента с руководителем проекта Нелей Коржовой.

   Расскажите, пожалуйста, как родилась идея выставки, главная героиня которой – беременная женщина?

На сегодняшний день социо-культурный имидж беременной женщины, как это не печально, противоречит существующему стандарту женского идеала в современном мире, где она должна быть независимой, профессионально востребованной, стройной красавицей. Именно поэтому округлость новой жизни больше не вызывает священного трепета. Мало того, живот считается «комплексом слабости», а вопрос о переосмыслении статуса беременной женщины продолжает находиться в зоне умолчания.

   Если же говорить об истории проекта, то он осуществлялся в два этапа. Работать мы начали в апреле в Самарской городской женской консультации № 8 (заведующая – Тамара Мизонина). То есть непосредственными участницами проекта стали 20 женщин разного социального статуса и уровня образования, разного возраста и срока беременности. Всем им было предложено «сфотографировать» свои ощущения во время вынашивания ребенка. Естественно, в результате в экспозицию вошли не все работы, а только лучшие. Но сам прецедент – осознание процесса беременности, как источника вдохновения, повода для сокровенного высказывания, безусловно, оказался важным для всех. Встречались мы с ними раз в неделю в течение четырех месяцев, каждый раз устраивали мини-просмотры с обменом мнений. В итоге их родные, коллеги, врачи, то есть те, кто любовно выстраивал оберегающий «ее» забор, вдруг ясно поняли, что важно не только то, КАК она себя чувствует, но и ЧТО думает.

    Кроме того, в рамках этой спонтанной акции мы провели несколько лекций об искусстве, в ходе которых рассказали о том, как лучше снимать, каким способом добиться художественной выразительности. И надо признать, что большая часть из участниц показала себя с лучшей стороны, хотя нередко было очень сложно спозиционировать непофессиональное фотографирование с авторским видением художника.

   А профессиональных художников вы подключали?

Да. Примерно, треть экспозиции занимают фотографии Евгения Рябушко. Евгений работал с Любой Муравьевой. В результате их совместного творчества появилось 18 полотен, каждое из которых представляет триптих на тему: «Быть на сносях». То есть Женя попытался «расшифровать» этот фразеологический оборот и выяснить, что представляет из себя женщина, когда находится в состоянии ожидания. Мне очень нравится, как он тонко и по-человечески подходит к проблеме переосмысления художественного образа или статуса беременной женщины. Он не говорит, что это хорошо или плохо, он говорит, например, что «быть на сносях» – это чувство «наклонности и покатости», «сдвинутости», «согнутости и нависаемости», «зажатости». «Быть на сносях» — это «переносить все, что угодно, терпеть, нести свой крест», или «наносить удар», или «поносить последними словами, ругать». Другими словами, Женя рассматривает это состояние, как огромную гамму человеческих переживаний, которое в его исполнении носит философский оттенок, тяготеет к эстетике постмодернизма. И для него эти реалии разрухи быта являются как бы пластической красотой, то есть здесь есть момент сопереживания. Причем, девятиметровое полотно рассчитано на длительное разглядывание и осознание бытия в его превращенных формах.

    Как противовес «любви земной» Жени Рябушко совсем по другому звучит тема небесного «благовещения» в работах группы «Art poliss». (Наталья Елманова, Илья Поляков, Сергей Кривчиков) «Ангелы».

«Art poliss»?

«Art poliss» — это молодая самарская группа. На мой взгляд, эти работы выполнены на высоком профессиональном уровне, за последние годы группа явно сформировалась, выросла. Хочется отметить, что мы как региональный общественный фонд «Центр современного искусства» обычно проводим международные проекты. И это наш первый проект, в котором принимают участие только самарские художники. И факт этот свидетельствует, что новое поколение современных художников выросло и можно делать полноценные выставки только на их базе. Но вернемся к «Art poliss». Работа представленная на выставке называется «Ангелы». С одной стороны, беременность и благовещение – это близкие связанные друг с другом темы. На фотографиях изображены сами участники группы. Каждый из них показывает цифры. Например, «Благовещение № 3652». На заднем плане вы видите линейку. Она символизирует чувство замерямости, которое испытывают все беременные, проходя через женские консультации. Причем, это ощущение подано с юмором, хотя и означает медицинскую полицию. Работая с женщинами, нам все время хотелось зафиксировать на пленке ситуацию замкнутости, в которую они погружены посредством заботы родственников и медицинского персонала. Ведь как только они приходят в женскую консультацию, их сразу начинают взвешивать, замерять. Да так активно, что этот замер физиологических параметров начинает превалировать. Уже никто не спрашивает, ЧТО ты думаешь или ЧТО ты чувствуешь, всех интересует только КАК ты себя чувствуешь, как машина, как родильный аппарат.

Другой не менее интересный мини-проект, осуществленный в рамках выставки «Девять недель чувств» — это проект «Об этом…». Его авторы две «реальные беременные» Оксана Шуваева и Любовь Муравьева. Обе они работают в школе. Возможно, поэтому им и пришло в голову рассказать в картинках, как «этому» (о сексуальных отношениях, о зачатии, о таинстве рождения) учат в школе, в чем пробелы и какие коррективы может внести жизнь. Сначала – пестики-тычинки. Потом уроки биологии, на которых рассказывают в лучшем случае о беременных собаках, а самое главное задают на дом, но на следующий день не спрашивают. Не спрашивают потому что учитель стесняются, да и дети тоже. Заканчивается же процесс полового созревания в темном грязном подъезде какого-то дома. Причем, чисто художественно весь этот трудный путь познания сделан в темной гамме. И только один кадр – беременные школьницы на пороге школы выполнен в светлых тонах.

На выставке представлены также фотографии молодого художника Киры Субботина под названием «Школа молодой мамы». Он взял текст из пособия по беременности и проиллюстрировал его, попытавшись вжиться в это состояние сам. «Чтение научно-популярной литературы расширяет кругозор», «Материнство – это большая ответственность и прежде чем стать матерью, десять раз подумайте, готовы ли вы нести этот груз». «Школа молодой мамы» — это коллаж из 12 работ.

Другая работа – «Танец». Ее автор – одна из тех самых беременным, что откликнулись на наше предложение заняться творчеством. Она принесла фотографии и сказала, что хотела бы показать, как она спит. И когда мы вместе посмотрели на эти фотографии стало понятно, что это раскадровка танца, основные его позиции. Наш творческий координатор Роман Коржов помог ей эту тему артикулировать. Мы пригласили профессионального танцовщика Алексея Зайцева и с его помощью «пополнили» композицию па в его исполнении.

На выставке представлена и еще одна работа Романа Коржова. Она в некоторой степени созвучна с тем, что пытался сделать Женя Рябушко – поговорить о чувствах, которые вроде бы не напрямую связаны с животом. Для этого была выбрана форма скользящих в движении пальцев рук. Ведь чаще всего жест, пластическое выражение, может сказать больше, чем слова. В них искренность, нежность.

Очень интересны и творения Оксаны Шуваевой «Корова Зорька», «Полный вперед». Ее с мужем сфотографировала мама, человек, далекий от профессиональной фотографии, но среди всех фотографий она, на мой взгляд, самая удачная, Поэтому мы ее напечатали самым крупным форматом и каждый, кто на нее смотрит, смеется и говорит, как это профессионально, четко и ясно сделано. Рядом работа художника Владимира Логутова и Юлии Удальцовой. Визуальный образ сопровождается высказываниями беременной Юли, которые проиллюстрированы в коллаже.

Я знаю, и Вы лично приложили руку в буквальном и переносном смысле к выставке. Это так?

Да. Самый большой объект на выставке – моя последняя работа. Называется она «Вальсирующие». Состоит она из двух турникетов, которые смонтированы таким образом, что могут вращаться только вместе. Для меня это программное произведение, которое не только о матери и ребенке, не только о том, что беременная и ребенок связаны непосредственными узами, но о взаимодействии жизни вообще, о взаимовлиянии мужчины и женщины, общества и культуры. Смысл «Вальсирующих» заключается в том, чтобы повернуть эти турникеты так, чтобы они не столкнулись. Для этого, разумеется, нужно приложить некоторое усилие, сноровку, но тогда вы получите действительное удовольствие от того, как вращается колесо жизни.

В рамках вернисажа вы провели «круглый стол». О чем шла речь?

Мы разговаривали на тему: «Куда идет человечество». Евгений Рябушко опросил 200 женщин, и в результате оказалось, что ни одна из них не хочет быть беременной. На что Тамара Николаевна Мизонина, а она профессиональный гинеколог со стажем, сказала, да, это, действительно, так. Желание иметь ребенка и семью никак не совпадает с желанием быть беременной, так как последнее очень тяжело. Но ведь если этого желания нет, если оно быть не может, то человечество в скором будущем станет развиваться через клонирование, через пробирки.

Почему же отсутствует компонент желания, спросите вы? Потому что живот – это не модный фактор. Забеременевшая женщина срезу попадает в зону немодных, в зону «чужих». На «круглом столе» присутствовало много молодых мам, которые пришли уже с младенцами. И каждая из них, вступая в разговор, говорила: «Нет, для меня период беременности все-таки был хорошим временем. Я старалась много читать, петь, танцевать, слушать музыку. Но все же их слова сводились к одному тезису: «Беременность – это ужасное состояние. Но, несмотря ни на что, я выжила, была красивой, умной».

Другими словами, цель выставки «Девять месяцев чувств» — это?..

Это подвигнуть общество в целом отнестись к этой половине человечества, а их 50%, более гуманно, более толерантно, и не обязательно с точки зрения «охраны». Потому что именно эти охранные действия провоцируют противоположный результат. Тебе говорят: «Ты ждешь ребенка. Это на сегодняшний день главное твое занятие, а решение мировых проблем оставь другим». Очень хорошо об этом писала Ирина Хакамада. Будучи политическим деятелем, ей пришлось рожать четвертого ребенка и скрывать факт своего живота («комплекса слабости»), так как ее коллеги-мужчины автоматически переставали воспринимать ее всерьез.

Самара не первый город, где демонстрируется выставка «Девять месяцев чувств». Вызвала ли она интерес в Чебоксарах, Ульяновске?

Действительно, выставка ездит по стране и является исключительной частью проекта «Девять месяцев чувств», который состоялся благодаря федеральной программе Приволжского федерального округа «Культурная столица» и гранту, выигранному на ярмарке культурных социальных проектов «Тольятти 2002». Когда выставки, тем или иным образом демонстрирующие «плоды» современного искусства, экспонируются в регионах, то организаторы часто сталкиваются с неподготовленным неадаптированным зрителем. В этом плане «Культурная столица» и наше сотрудничество с ней с самого начала дало нам очень много. Потому что разработчики этой программы, на мой взгляд, действительно держат политический зонтик над инновациями, благодаря чему те «приживаются» в регионах. Поэтому мы уже приезжаем туда, где нас ждут, где зритель хочет увидеть современное искусство, где музейные работники стараются сделать все, чтобы к нам пришли именно те зрители, которые интересуются современным искусством.

В первый раз эта выставка «Девять месяцев чувств» прошла в Чебоксарах в октябре этого года (Чебоксары – культурная столица 2003 года). Затем в Ульяновске – культурной столице 2001 года. После Самары мы едем в Киров. Кстати, в Ульяновске «Девять месяцев чувств» вызвали небывалый интерес. По заключительным данным Ульяновского музея, выставку посмотрело 10 000 человек, что является редким случаем.

Почему, на Ваш взгляд, выставка о беременных женщинах с интересом воспринимается сегодня и культурным сообществом и вообще людьми?

   Поскольку мы занимаемся современным искусством, можно сказать, что его стратегия направлена на то, чтобы искусство было темпоральным, то есть соответствующим времени. Важно заметить, что передовой пласт художников всегда активно реагировал на такие ниши жизни, которые находились в зоне умолчания. Например, когда в советское время религия была в загоне, поститься и общаться с представителями церкви было модно. Кстати, именно это и подпитывало андеграундную среду. В этом плане нашей задачей было вывести беременных женщин из зоны умолчания, чтобы этот факт как любое инакомыслие был поддержан художественным сообществом.

   Мы даже сняли видео. Рука, держащая эмбрион, в который льется вода. На изображение наложен фильтр множественности. И эта бесконечная цикличность означает одно – «Делись». То есть беременность – это процесс деления, это природный процесс. Мы хотели поговорить об этом природном явлении, делении, как оно визуализируется, и что мы при этом ощущаем.

В конце видео звучит мысль – вопросы переосмысления статуса беременной женщины больше не находятся в зоне умолчания. Может быть, это иллюзия, но, во всяком случае, мы сделали первый шаг.

      

*