Lada не продается. На “АвтоВАЗе” кризис перепроизводства
“АвтоВАЗ” переживает жесточайший кризис перепроизводства. У дилеров скопилось не менее 72 000 автомобилей, что вдвое превышает норму. Чтобы преодолеть кризис, “АвтоВАЗу”, возможно, придется отдыхать до 15 января.
В 2005 г. “АвтоВАЗ” произвел 721 500 машин, продал на внутреннем рынке 648 000. Выручка по МСФО в 2004 г. составила 160,5 млрд руб., чистая прибыль — 4,57 млрд руб. Дилерская сеть “АвтоВАЗа”, по данным Международной ассоциации дилеров (МАД), насчитывает 495 компаний. |
У дилеров “АвтоВАЗа” скопилось так много Lada, что автозаводу придется остановить конвейер. Представитель “АвтоВАЗа” признал, что сейчас товарные запасы на площадках дилеров составляют 72 000 автомобилей, что на 80% больше среднемесячной нормы. А по оценке гендиректора МАД Юрия Целикова, запасы приблизились к 85 000 машин, превысив норму вдвое. Объемы продаж в сентябре — октябре падают. По информации компании, в сентябре на внутреннем рынке было продано 46 696 машин (на 24% меньше, чем в сентябре 2005 г.), в октябре — 49 927 (-10%).
Менеджер завода рассказал, что в связи со снижением спроса “АвтоВАЗ” может продлить новогодние каникулы до 15 января, это подтвердил представитель “АвтоВАЗа”, но решения еще нет. “Накопление товарных остатков связано с сезонными факторами, — успокаивает он, — а сейчас в продажах есть тенденция к росту”. Он надеется, что в декабре на волне сезонного роста спроса автомобили будут распроданы: перед Новым годом в ход пойдут рекламные акции и скидки.
Нынешний кризис — первый, с которым завод столкнулся поле перехода под контроль менеджеров “Рособоронэкспорта”. Нечто подобное наблюдалось в 1998 и 2002 гг., вспоминает один из дилеров. Летом 1998 г. на заводе скопилось более 80% среднемесячного выпуска, но тогда продать автомобили помог резкий скачок курса доллара. В октябре 2002 г. на складах и стоянках скопилось 77 000 машин, что вынудило руководство “АвтоВАЗа” остановить конвейер на две недели.
Сейчас хуже всего дела “АвтоВАЗа” обстоят в Москве, на которую приходится 15% автомобильного рынка страны. По данным одного из московских дилеров, в городе скопилось 15 300 нераспроданных машин, а в ноябре 2005 г. было только 8000. По словам одного из дилеров, продажи Kalina почти встали, плохо продаются и “десятки”, стабильным остается спрос на семейство Samara-2 и “классику” (по плану “АвтоВАЗа” в 2006 г. будет произведено 435 000 автомобилей).
Дилеры считают причиной кризиса сентябрьское повышение цен на весь модельный ряд на 4000 руб. (кроме Niva, подорожавшей на 1000-3000 руб.). В итоге Lada сравнялись или даже обогнали по стоимости недорогие иномарки. Renault Logan можно купить сейчас за $9500, Chevrolet Lanos — за $9000, а Kalina стоит около $9700, “десятки” — от $9400. Конкуренты Lada в течение года тоже повышали цены, но это не помешало им хорошо продаваться. По словам представителя ТагАЗа, в марте цена Hyundai Accent выросла на 4% — с $11 500 до $12 000. Renault Logan за год подорожала на 5% — с $9000 до $9500. Представители ТагАЗа и “Автофрамоса” говорят, что сейчас спрос на эти модели превышает возможности производства. Правда, выпускается и продается их значительно меньше, чем “ВАЗов”: за девять месяцев 2006 г. ТагАЗ продал 25 759 Hyundai Accent, а “Автофрамос” — 48 818 Renault Logan. План “АвтоВАЗа” на 2006 г. по “десяткам” — 197 000 штук.
Эксперты смотрят вглубь. Судя по тому, сколько автомобилей скопилось у дилеров, спрос снижается на 10% в месяц и 1,5%-ный рост цен ни при чем, рассуждает аналитик компании “Атон” Татьяна Капустина. По словам Олега Наумова, президента Российской ассоциации дилеров, у “АвтоВАЗа” был бы шанс сохранить стабильный спрос на “десятки” и Kalina, если бы их цена снизилась до $7000-8000. Но чтобы сделать Lada дешевле хотя бы на $1000, необходима очень серьезная программа сокращения издержек, которой у “АвтоВАЗа” нет, напоминает он. Затоваривание вызвано конкуренцией с иномарками и отсутствием новых моделей, убежден управляющий партнер компании “Маркетинговые и инвестиционные проекты” Владислав Цветков. По его словам, Priora должна была заменить “десятку” еще год назад, а семейство Samara должно было уйти на позиции “классики”.
“АвтоВАЗ” выручал общий рост рынка, который в 2006 г. превысит самые смелые прогнозы: +22%, или 2 млн автомобилей в год, напоминает Цветков. Доля автомобилей Lada на нем составит только 35% и в 2007-2010 гг. продолжит падать, если “АвтоВАЗ” не будет расширять производство за счет новых моделей. А затем может упасть и объем производства, причем уже по итогам 2007 г., если завод не снизит цены или не выведет новую модель, считает Цветков. По оценке эксперта, завод начнет работать в убыток, когда объем выпуска упадет до 450 000 автомобилей в год. “Рынок требует от нас создания нового модельного ряда, и мы над этим работаем”, — соглашается с экспертами представитель “АвтоВАЗа”. По его словам, в 2007 г. автозавод планирует выпустить 84 000 Lada Priora, а к 2009 г. вывести на рынок Lada 2116 (“Проект C”, представленный на Московском автосалоне).
Глеб Столяров
Ведомости
04.12.2006, №228 (1755)
*