Удивительное звучание, которое отличает струнные инструменты всемирно известных мастеров, возникло благодаря элементарным средствам борьбы с древесными вредителями. К такому выводу пришёл коллектив учёных во главе с Джозефом Нэдживэри (Joseph Nagyvary) из Техасского университета сельского хозяйства и механики (Texas A&M University).

Работа по изучению старинных инструментов очень кропотливая, и материалы удаётся получить только во время ремонта (фото сайта cbc.ca).

Для того чтобы выяснить химический состав древесины, из которой делались старинные инструменты, Нэдживэри использовал ядерно-магнитный резонанс. В своём исследовании он проанализировал состав стружек различных струнных инструментов, сделанных в разное время — от XVIII века до наших дней.

Сравнивая результаты, учёный обнаружил, что молекулы гемицеллюлозы (вещества, находящегося в клетках древесины) в скрипках Страдивари и Гварнери расщеплены. Это могло произойти из-за окисления или гидролиза.

В некоторых случаях эти процессы могут происходить по причине старения дерева. Однако Нэдживэри говорит, что в данном случае, скорее всего, имела место химическая обработка. Для защиты могли применяться такие вещества, как соль или медный купорос.

«Древесный червь и гниль всегда были большой проблемой для скрипичных мастеров, — говорит профессор Нэдживэри. — Возможно, они кипятили древесину в смеси, содержавшей различные минеральные вещества, которые могли предотвратить разрушение».

По утверждению исследователя, такая технология не только позволила сохранить дерево, но и изменила некоторые его характеристики, в том числе и акустические. А это и сделало звук струнных обработанных инструментов столь качественным. Кстати, характерно, что следы такой обработки не удалось найти в инструментах, сделанных в то же время другими мастерами.

В дальнейшем Нэдживэри с коллегами планирует сжечь маленькие образцы древесины из этих скрипок, чтобы узнать точный минеральный состав вещества, использовавшегося для обработки.

Кстати, если старинные инструменты удивляли идеально гармоничным звучанием, то современная тритара, наоборот, удивляет неправильным.

Источник: Nature

1 декабря 2006

MEMBRANA

***