История ядов и отравлений: от Распутина до Литвиненко
Наследники профессора Мориарти
Современный набор ядов поражает своим разнообразием
Смерть Александра Литвиненко породила во всем мире множество разговоров сначала о талии, а потом о полонии-210, способах их получения и последующего применения. Но, заметим, что два эти элемента — далеко не самые излюбленные в меню отравителей, творящих свое черное дело уже тысячи лет. Вот лишь некоторые примеры.
Сюрприз от профессора Мориарти: мышьяк
Самым известным патологическим отравителем можно считать профессора Мориарти. Слава Богу, что его не было в действительности. Этот литературный герой из книг Артура Конан Дойла отправлял своих жертв на тот свет с помощью такого распространенного средства, как мышьяк — старым, дедовским способом. Потому что мышьяк с уверенностью можно отнести к древнейшим ядам на планете. С его помощью травили египетских фараонов еще несколько тысячелетий назад, с тех пор он многократно успешно применялся в самых разных эпохах и исторических условиях — от Римской империи до пуританской Великобритании.
Цианистый калий для Григория Распутина
К наиболее известным отравлениям в России царских времен безусловно принадлежит преступление молодого князя Юсупова, которому удалось убить Григория Распутина. Заманив старца в свой дом на вечеринку, тот накормил Распутина пирожными, обильно сдобренными цианистым калием. Правда, яд не подействовал и Юсупову пришлось добивать старца топором, а потом утопить в Неве. А вот в ряде других случаев цианистый калий промашки не давал.
Весь яд — Советам
Советская Россия имела много врагов, а потому нарождавшиеся карательные органы ГПУ взяли на вооружение яды иностранных спецслужб. Адмирал Врангель смог уплыть последним кораблем из Крыма в Турцию от стремительно наступающих частей Красной Армии. От конницы Буденного-то он улизнул, а вот от агентов Сталина — нет. В 1928 году он выпил неизвестного яду в Голландии, где тогда жил.
Долго гулял по степям ридной Украины Степан Бандера, и не брали его обычные пули красноармейцев. А вот в 1959 году секретный агент выстрелил в него отравленной пулей, и не стало Бандеры. Его смерть и до сих пор могла быть тайной, если бы агент сам не пришел в немецкую полицию и не рассказал, как все было.
Георгий Марков: укол зонтиком с рицином
Одна из известнейших спецопераций спецслужб — ликвидация болгарского диссидента Георгия Маркова. Неизвестный в аэропорту словно бы случайно задел болгарина в толчее зонтиком, уколов его в ногу. На конце зонтика был яд рицин. Он очень действенен, но легко обнаруживается при вскрытии жертвы. Что вскоре и стало явным.
Банкир Иван Кивелиди: звонок другу с зарином
Череду громких убийств с помощью ядов в новейшей истории открыла смерть известного банкира Ивана Кивелиди. В 1994 году неизвестные отравили его, обработав ядом телефонную трубку. Следователи быстро установили, что злоумышленники поместили крохотную каплю смертоносного вещества в углубление для винтика. Точный состав яда установлен так и не был, известно лишь, что это было вещество нервно-паралитического действия типа зарин. Причем настолько токсичное, что после первого же звонка по зараженному телефону погиб не только сам банкир, но и его помощница. Отравились, правда без летального исхода, и сотрудники следственной бригады.
Роман Цепов: колхицид на завтрак
В сентябре прошлого года не стало известного питерского предпринимателя Романа Цепова, о влиянии которого ходили легенды. Его смерть стала одним из самых громких случаев отравлений последнего времени.
После завтрака Цепов почувствовал себя плохо. Вскоре врач зафиксировал у него все признаки отравления. Пациента буквально выворачивало наизнанку, но при этом у него не было ни озноба, ни высокой температуры. Не нашли в его организме и стафилококков, которые должны присутствовать при пищевом отравлении. Не оказалось в крови Цепова и тяжелых металлов. Однако уровень лейкоцитов был очень высоким. После трех дней непрерывных капельниц Цепову стало лучше, и он уехал домой, причем сам сел за руль машины. Но уже на следующий день медсестра, которая пришла делать ему укол, обратила внимание на то, что едва она прикоснется иглой к венам пациента, как те буквально лопаются. Рот и язык Цепова покрылись язвами. Еще через сутки он умер.
Официально причина смерти Цепова так и не была установлена. В кулуарах врачи лишь высказали осторожное мнение: отравление каким-то радиоактивным элементом. Доза радиации в теле покойного превысила допустимую в миллион раз. Лечащий врач Цепова предположил тогда, что Роман мог погибнуть оттого, что в его организм попала смертельная доза колхицида — препарата, которым лечат лейкоз.
Между тем
Несмотря на то что подозрительное отравление Цепова не схоже по симптомам со смертью Литвиненко, оно наводит на мысль, что радиоактивные элементы не в первый раз применяются в виде ядов. Один из экспертов в области химической и ядерной безопасности пояснил «РГ», что для радиоактивного отравления вовсе не обязательно вступать в непосредственный контакт с будущей жертвой, когда есть риск самому получить смертельную дозу. В строительной промышленности есть современные приборы на основе радиоизотопов, с помощью которых определяют пустоты в бетонных покрытиях и основаниях. В общем-то неопасный для человека прибор может стать оружием, если его навести на жертву и держать в ее направлении продолжительное время. Например, направить прибор из тонированной машины в сторону объекта разработки.
Виктор Ющенко: лицо, изувеченное диоксином
Но все же отравители до сих пор предпочитают более примитивные способы травли. Примером может служить, пожалуй, самый известный, но от этого не самый понятный случай отравления — с украинским президентом Ющенко, которому что-то подмешали в пищу. По крайней мере так считает сам глава государства. Украинские врачи полагают, что ядом был диоксин, после которого все лицо президента покрылось язвами.
Террорист Хаттаб: неизвестный яд
Весьма громкое отравление, ставшее результатом операции российских спецслужб, произошло два года назад в Чечне. Неизвестным ядом был отравлен известный террорист Хаттаб, принесший стране много бед. Федералы долго гонялись за «черным арабом», но он никого к себе не подпускал. Достать наемника удалось, лишь отправив ему письмо. Из Баку курьер по имени Ибрагим доставил террористу послание якобы от арабского шейха. Как удалось впоследствии выяснить корреспонденту «РГ» из своих источников в спецслужбах, яд был, что называется, ноу-хау. Раствор, которым обработали бумагу, в обычных условиях был безопасным для тех, кто читал письмо равнодушно. Чтобы он начал действовать и проникать в организм, читавший должен волноваться. То есть текст должен был вызвать у Хаттаба непроизвольное потоотделение. Так и произошло: яд вступил во взаимодействие с потом рук, после чего террорист в течение двух суток тихо умер, даже не поняв, что его отравили. И если бы не разговорчивость одного высокопоставленного российского чиновника по телевидению, этот способ мести спецслужбы могли бы опробовать и на других лидерах бандформирований.
Премьер Грузии Зураб Жвания: пентакарбонил железа
Премьер-министра Грузии Зураба Жванию нашли мертвым на конспиративной квартире, где один из вожаков «революции роз» любил проводить вечера вдали от посторонних глаз вместе со своим другом. Никто поначалу даже не заподозрил в этой смерти злой воли. Все выглядело так, будто грузинский премьер отравился угарным газом от неправильного обращения с иранской печкой. Если о злом умысле и говорили, то злопыхали только в адрес нашей страны: тогда Россия отключила Грузии электричество.
Правда, проведенное американскими спецслужбами независимое расследование причин гибели Жвании привело к иным выводам, еще раз подтвердившим известную истину, что революции пожирают своих детей.
По сведениям известного специалиста-химика, президента Союза за химическую безопасность Льва Федорова, премьеру в вино подлили пентакарбонил железа, состоящий из компонентов угарного газа и железа. Даже маленькой капли этой жидкости достаточно, чтобы в организме железо освободилось, а угарный газ проявил свои отравляющие функции. И потом можно включать печку и камуфлировать убийство.
В 30-х годах пентакарбонил железа считался отравляющим веществом и находился на вооружении Красной Армии, но потом от него отказались. Последним, кто еще в советские времена работал с этой высокотоксичной, но редкой жидкостью, по информации Федорова, был Институт гигиены в Тбилиси.
КСТАТИ
Советы от Агаты Кристи: как употребить таллий
Официально таллий был открыт в 1863-м английским ученым Круксом. В пламени горелки Крукс увидел ярко-зеленую линию, которая быстро исчезала (из-за летучести соединения) и появлялась вновь с каждой свежей пробой. Крукс убедился, что он имеет дело с неизвестным элементом, которому он дал название «таллий» от греческого «молодая зеленая ветвь».
Новое вещество оказалось опасным ядом с замедленным действием, что привело к его активному использованию в криминальных целях. Интересно, что Агата Кристи популяризировала таллий в одном из самых знаменитых своих романов «Вилла «Белый конь», где в центре сюжета — таллиевое отравление (яды писательница знала досконально, она работала медсестрой в госпитале во время Первой мировой войны). Не раз Кристи даже обвиняли в том, что именно она ввела этот яд в употребление, подсказав настоящим преступникам способ отравления солями таллия.
Тимофей Борисов
Дата публикации 1 декабря 2006 г.
*