Страхование во лжи . Половина россиян не верят страховщикам и готовы их обманывать
Вчера Всероссийский союз страховщиков (ВСС) и ВЦИОМ представили исследование, посвященное тому, насколько российские граждане готовы обманывать страховщиков. Результаты исследования можно назвать шокирующими: почти половина россиян считают, что обман страховой компании мошенничеством не является.
По данным исследования, обман страховой компании не считают преступлением 44% россиян; тех же, кто считает это мошенничеством, меньше — 41% опрошенных (15% респондентов затруднились с ответом). Из тех, кто готов обмануть страховщиков, 34,1% считают, что они этого заслуживают, потому что сами обманывают клиентов; 27,3% мотивируют свою готовность к обману тем, что институт ОСАГО был введен без согласия народа; 18,2% полагают, что много платят за страховку, а 18% апеллируют к тому, что Уголовный кодекс не предусматривает наказания за страховое мошенничество. При этом наибольшая доля россиян, не считающих обман страховой компании преступлением, — молодежь в возрасте от 18 до 24 лет с уровнем дохода выше среднего.
По мнению генерального директора страховой группы «Межрегионгарант» Евгения Потапова, объем выплат по случаям мошенничества — 10—20% от общего объема выплаченных страховщиками возмещений. По мнению генерального директора СЗАО «Стандарт-Резерв» Виктора Юна, объем потерь страховщиков по мошенническим случаям составляет не более 10%. То есть от 10,7 млрд до 21,5 млрд руб. за период с января по сентябрь 2006 года.
«Мошенничество есть практически во всех видах страхования, — говорит исполнительный вице-президент СК «НАСТА» Сергей Ефремов, — но оно различается по объемам». Например, по его мнению, в ОСАГО мошенники получают до 30% выплат, в каско — до 20%, в страховании выезжающих за рубеж — от 5 до 7%, при страховании имущества физических лиц — до 10%. По мнению г-на Потапова, наиболее часто мошенничество наблюдается в автостраховании, страховании грузов и личном страховании. При этом, по словам Евгения Потапова, «мошенничеством занимаются не только клиенты, но и сами страховщики: урезая размер страховых возмещений, они провоцируют клиентов на мошенничество».
«На мой взгляд, настоящих мошенников, которые действуют с умыслом, гораздо меньше 10%, — считает генеральный директор СК «Цюрих-Русь» Дмитрий Игнатьев. — Но в то же время сейчас больше людей, которые совершают латентные мошенничества, то есть просто завышают объем возмещения». Для борьбы с этим явлением ВСС подготовил поправки в закон о страховом деле, которые должны разрешить страховщикам создавать единые базы данных по страховым случаям и выплатам по ним.
Г-н Юн отмечает, что провести необходимые поправки в законодательство страховому сообществу не удается уже долгое время: «У нас в обществе не 44%, а все 90% россиян отрицательно относятся к страховщикам». «Нужно повышать уровень правосознания граждан, а для этого необходимо объединить усилия страхового рынка», — говорит г-н Игнатьев.
«Такие поправки, несомненно, помогут бороться с мошенничеством, — считает Виктор Юн. — Но для наиболее эффективной борьбы надо разрешить службам безопасности страховых компаний осуществлять оперативно-розыскные мероприятия». В ближайшее время ВСС должен подписать с МВД соглашение, которое формально разрешит работникам милиции сотрудничать со страховщиками. До сих пор официального разрешения на сотрудничество со страховщиками у органов внутренних дел не было.
«Необходимо вносить поправки в уголовное законодательство, ведь там до сих пор нет понятия страхового мошенничества, — считает г-н Ефремов. — Только нужно будет тщательно определить, кто настоящий мошенник, а кто просто пытался заработать, завысив размер возмещения».
ЮРИЙ НЕХАЙЧУК
30.11.2006
***