Ездить россияне предпочитают на дорогих иномарках. А вот на стол ставят своё, отечественное. Новый патриотизм российских потребителей учли и западные производители продуктов питания.

Когда российская компания «Вим-Биль-Дан» выпустила на рынок серию соков с нерусским названием J7, отечественные продукты были не в моде. Менеджеры правильно рассудили, что у продукта с иностранным названием больше шансов на успех на российском рынке, наводненном импортными марками. Спустя десять лет российская фирма «Хэппилэнд» приступила к разливу по бутылкам с красной звездой безалкогольного напитка Russian Cola, который она рекламирует под лозунгом «Наша Cola для наших людей!»

Один из крупнейших в мире производителей продуктов питания, швейцарская Nestle, которой принадлежит шоколадная фабрика «Россия», сознательно отказывается от нанесения своего логотипа на упаковку с самым популярным среди российских потребителей шоколадом.

Патриотизм после кризиса

Перелом в потребительском поведении россиян произошел в кризисный 1998 год, когда за несколько дней импортные продукты резко подскочили в цене. Переход на отечественное был, получается, вынужденным. С огромными потерями с рынка начали уходить иностранные компании. Освободившееся пространство сразу же заполнили российские производители, которые сегодня больше не боятся международных конкурентов, возвращающихся в Россию. По данным опроса ВЦИОМ, 54 процента россиян не доверяют продуктам, импортируемым из ЕС. 62 процента опрошенных предпочитают покупать продукты, изготовленные только из российских ингредиентов.

Роберт Пикут (Robert Piekut), директор по маркетингу российского отделения немецкой фирмы Ehrmann, подтверждает: «Девять лет назад, когда мы начали импорт наших йогуртов, мы продавали их в упаковке с надписью на немецком языке. Тогда немецкий, западный продукт означал «качественный». Сегодня надписи на наших упаковках выполнены на русском языке. Они информируют потребителя о том, что йогурты изготовлены в России и только из российских продуктов.»

Отечественные автомобили пока не в моде

Тем не менее, говорить о монополии отечественных производителей на российском рынке пока рано. Сергей Марков, директор Института политических исследований заявил в интервью газете «The Moscow Times», что у лейбла «Сделано в России» еще «есть проблемы с имиджем». И это особенно сказывается на отношении к российской промышленности состоятельных потребителей. По мнению Маркова, «люди с деньгами» гораздо более скептично настроены к отечественному производителю, чем «простые смертные».

И если на рынке продуктов питания позиции российских производителей сильны, то, к примеру, бытовая электроника и автомобили – по-прежнему за западными марками. Так, несмотря на недавнее повышение таможенных пошлин на ввоз подержанных автомобилей, продажи импортных моделей в России продолжают расти. Мера, направленная на поддержку отечественных автопроизводителей, ожидаемого эффекта не принесла. Россияне по-прежнему готовы переплачивать за импортные автомобили. А их производители, воодушевленные такой тенденцией, начинают переносить производство ближе к потребителю. На сегодняшний день в производственные мощности на российской территории уже вложили капиталы такие компании, как BMW, Ford, General Motors и KIA Motors.

Татьяна Петренко

   

Немецкая волна

*