(РГ). Москва. Тверская. Портрет Чуриковой — спокойное, исполненное достоинства лицо в оправе из стекла и металла. «Инна Чурикова ждет мужа из тюрьмы», — сообщает реклама фильма «В круге первом». Глеб Панфилов, муж Чуриковой, действительно безвылазно сидит. К счастью, не в тюрьме, а в монтажной, где еще продолжается работа над последними сериями фильма. Интервью он никому не дает. А вот поговорить с Инной Михайловной нам удалось.

Российская газета| Встречались ли вы во время съемок фильма с Александром Исаевичем и Наталией Дмитриевной?

Инна Чурикова| Нет…

РГ| Были ли у них какие-то пожелания?

Чурикова| Я не спрашивала. У нас был разговор перед съемками, но на общие темы. Я никогда никого не спрашиваю, как играть. Это настолько мощная история, мощные сцены, что ж спрашивать? Писатель доверяет мне, а я доверяю себе.

РГ| Вы сказали, что встречи были перед съемками. Сколько? О чем говорили?

Чурикова| Это был долгий процесс. Мы не раз приходили к Александру Исаевичу, у нас были предварительные беседы, потом были долгие обсуждения. Александр Исаевич сам писал сценарий. Это длилось два с лишним года. А мечтали мы снять фильм по роману «В круге первом» еще в молодости, когда перепечатанный на листочках текст давали почитать на три дня. «Вот снять бы по нему фильм», — сказал тогда Глеб. И эту мечту он пронес через всю жизнь. За «Романовых» он заплатил десятью годами жизни, а за «В круге первом» — еще большую цену.

РГ| Кто ваша героиня по фильму?

Чурикова

Это Наташа Серафимович. Она из научной среды. Ее муж технический и математический гений. Он бесконечно честный человек. Это в четвертой серии уже видно. Наташа, моя героиня, сравнивает свою судьбу с женами декабристов, и сравнение оказывается не в пользу последних. Нужно большее мужество, чтобы внутренне выстоять, когда увольняют с работы, заставляют думать о муже как о предателе, уговаривают с ним развестись, чтобы спастись… Но это внутренне свободные люди.

РГ| Это фильм-эпос?

Чурикова| Нет, это картина о жизни. И может, этот фильм кого-то заденет. Очень хотелось бы, чтобы его посмотрела молодежь. Узнала о жизни целых поколений.

РГ| Молодежь — разная.

Чурикова| Я встречала очень интересных молодых людей, но большинство, конечно, не интересуется чем-то серьезным.

РГ| Ваши героини — сильные личности. С кем вы себя индентифицируете?

Чурикова| Ни с кем.

РГ| Что вам ближе — кино или театр?

Чурикова| Спектакль — это долгая жизнь в отличие от кино.

РГ| Что вам дает кислород на сцене?

Чурикова| Мне интересно идти неизведанными путями, когда вдруг ситуация меняется, взрывается, я люблю серьезные импровизации на сцене. Наступают мгновения полета.

РГ| С кем из партнеров приходилось такое испытывать?

Чурикова| С Колей Караченцовым.Он мой лучший дружочек. Мы с ним чувствовали друг друга на сцене, он давал мне воздух. У нас долгая дружба. Он — умница. Он — выкарабкивается потихонечку. Он (пауза) поправится, я верю. Я его жду.

РГ| А в кино такое было?

Чурикова| Да. С Глебом Панфиловым.

РГ| Вы многое от него взяли?

Чурикова| Да. Мы многое проговариваем. У нас такое взаимодействие творческое.

РГ| Кто еще из режиссеров, кроме Панфилова, вам близок?

Чурикова| Я — счастливый человек. Я работаю в «Ленкоме» с Марком Захаровым. В моей жизни был и Андрей Тарковский. Я была у него однажды в гостях. У него сидели художники. И что-то как дети рисовали. Андрей смотрел восторженно и говорил: «Это гениально!»

РГ| О чем сожалеете?

Чурикова| В застойные времена по непонятным причинам нам не разрешили снять фильм о Жанне д Арк.

РГ| Чем ваш сын сейчас занимается? Не собирается продолжить дело отца?

Чурикова| Он юрист по образованию, окончил МГИМО. В данную минуту — ресторатор. Но сейчас его тянет в искусство. Он много читает, ходит по театрам, и мне кажется, хочет что-то ставить. Он ищет себя. Задумывается — его слушать бесконечно интересно.

РГ| Ваш идеальный день?

Чурикова| Когда нет репетиций, спектаклей, когда никуда не нужно спешить — слушать шорох дождя, листвы и просто гулять с собакой.

РГ| Какой породы у вас собака?

Чурикова| Вест-хайленд-уайт-терьер.

РГ| Как ее зовут?

Чурикова| Мэри. Когда она себя очень хорошо ведет, она — Марилейнд. Когда она хочет нравится «мальчикам», она Мэрлин.

РГ| Монро?

Чурикова| Вроде. Она ласковая, нежная. Сын Ванечка говорит, что она закодированная на любовь: она сильно и нежно любит всех, с большим чувством.

РГ| А с людьми, закодированными на любовь, вы встречались?

Чурикова| Бывает. Правда, жизнь их бьет из угла в угол. Мотает.

РГ| Кажется, вы из этой породы. Вы же влюбились в своего мужа сразу — и на всю жизнь.

Чурикова| (Пауза.) Но я говорю о верующих людях, закодированных на любовь: это поразительные люди с чистыми, как небеса, глазами. Я понимала, откуда это идет. Такие люди — редкость, но они есть, а иначе жить невозможно.

…Инна Чурикова действительно ни на кого не похожа. Это мудрая женщина, которая взвешивает каждое слово. Ее лицо с годами становилось только красивее. Она проста в общении, доступна для людей. В ней нет никакой звездности, но когда она идет по коридору «Ленкома», стройная, достойная, на ум приходит только одно слово: «Примадонна».

Татьяна Хорошилова

Дата публикации 1 февраля 2006 г.

"Российская газета"

***