Родители талисмана олимпийской сборной России не могут поделить славу ("НИ")
Не успел всенародно любимый Чебурашка стать официальным талисманом нашей олимпийской сборной, как выяснилось, что не все создатели этого персонажа дали согласие на его использование. А если точнее – ни с кем, кроме писателя Эдуарда Успенского, переговоры не велись. Между тем, у Чебурашки, родившегося в 1967 году, есть не только «папа» Успенский, но и «мама» – художник-аниматор Леонид Шварцман. Обернется ли такая забывчивость Олимпийского комитета скандалом, покажет ближайшее время. А пока 15 тысяч Чебурашек готовятся в отлету в Афины.
Почему Чебурашка? По словам высоких лиц, «он очень российский и ассоциируется исключительно со всем хорошим и добрым. И еще важно, что Чебурашки как такового не существует в природе». Зато в природе существуют его «родители» – писатель Эдуард Успенский и художник-постановщик фильмов «Крокодил Гена», «Чебурашка» и «Старуха Шапокляк» Леонид Шварцман. Однако, в отличие от автора сценариев мультсериала, 83-летнего классика российской анимации никто в известность о триумфе Чебурашки-олимпийца не поставил.
– Для меня это стало полной неожиданностью. Я узнал об этом сначала по телефону от знакомой, нашедшей информацию в Интернете, а вечером из теленовостей, – сообщил Леонид Аронович Шварцман корреспонденту «НИ».
В четверг Эдуард Успенский в интервью «НИ» подчеркнул, что за использование своего «бренда» ни копейки с Bosco–фирмы, одевшей-обувшей олимпийцев, не взял, но добавил: «Если бы я жил в Америке, то уже давно бы стал Диснеем, имел бы огромное количество телестудий и все такое прочее».
Вот как прокомментировал Леонид Шварцман – коллега не писателя Успенского, но художника Диснея – это заявление:
«Эдуард Николаевич и сейчас достаточно богат, чтобы отказаться от гонорара Bosco. Его «копирайт» стоит на всех «чебурахнутых» изделиях, выпускаемых в Китае, Южной Корее и Японии. Сегодня Чебурашка там безумно популярен. Но дело не в том, сколько Успенский получает за коммерческое использование образа Чебурашки, а в том, что, говоря строго, не является единственным его родителем».
По словам г-на Шварцмана, в книге Успенского дано весьма приблизительное описание этого существа: не то медвежонок, не то котенок, с круглой заячьей головой, с глазами, как у филина, и с маленьким хвостиком. Ни слова о главной гордости Чебурашки – больших ушах. Нет ни намека на его размеры и телосложение. Кстати, на иллюстрациях Алфеевского к первому изданию книги Успенского было совсем другое, весьма антипатичное существо, смахивающее на крысу.
«Когда началась работа над мультфильмом, – говорит Леонид Шварцман, – я быстро и легко нашел образы Крокодила Гены и Старухи Шапокляк, а Чебурашку «вынашивал» почти так же, как мать вынашивает свое дитя. В общем, какая-то моя заслуга в том, что Чебурашка всенародно любим, есть. И именно благодаря мультфильмам Эдуард Николаевич приобрел большую популярность. Если же проводить параллели с Диснеем, то у нас в тени остались как раз те, кто снимал эти фильмы: и режиссер Роман Качанов, и аниматоры Маечка Бузинова, Наташа Добижа и Юра Норштейн. Мы остались и остаемся в тени, хотя кассеты с нашими фильмами продаются на всех углах. Эдуард Николаевич уловил, куда свежие ветра дуют, и зарегистрировал Чебурашку в качестве своей – и больше ничьей – торговой марки. Это в одной, так сказать, струе с тем, что творится с российским анимационным искусством: законодательство об авторском праве приблизительно, порядки, царящие на рынке, пиратские».
Огорчение старого мастера понятно. Однако в соответствии с законами журналистской этики следовало предоставить слово и другой стороне. И мы вновь побеспокоили Эдуарда Успенского.
«Когда пришли ко мне ребята из Bosco, – рассказал «НИ» Эдуард Николаевич, – я посоветовал им связаться со Шварцманом. Но тот, по-моему, захотел, чтобы ему принесли чемодан денег. Поскольку договор не предусматривает гонорара, Шварцман чемодана денег не получил».
По словам Эдуарда Успенского, его книжка про Чебурашку вышла в 15 странах: «Его рисовали 15 разных художников, кто как хочет, но все права на Чебурашку, в том числе на его изображения, принадлежат мне. Юридически все грамотно. Если б сделка была коммерческой, мы со Шварцманом этот вопрос утрясли бы…». Юридически – все грамотно. И насчет 15 обликов – нет возражений. Но ведь именно Шварцман, и никто иной, «родил» образ единственного и неповторимого Чебурашки, к которому воспылали и до сих пор пылают любовью зрители в России и за рубежом.
Как признался Леонид Шварцман, скандал он раздувать не собирается: ему ни громкой славы Успенского, ни тем более денег за Чебурашку не нужно. Достаточно, чтобы спортсмены и болельщики, отправляющиеся в Афины с симпатичным талисманом, знали не только кто у Чебурашки «папа», но и «мама».
МИХАИЛ КАМЫШИН
Новые Известия от 23.07.2004
*