Креативный класс настаивает на своей непохожести на других, на своей особости, на несогласии с общей линией и общим мнением. Но почему? И насколько эффективны его протест и страсть к новизне?

Согласно теории американского экономиста Ричарда Флориды, сегодня двигателем прогресса является так называемый «креативный класс». Ключевым фактором успешного экономического развития городов и регионов является творческая элита. Представитель креативного класса не чужд искусства, он — фрилансер, он мобилен и динамичен, ценит и использует современные технологии и гаджеты. Он ориентирован на все новое. Креативный класс настаивает на своей непохожести на других, на своей особости, на несогласии с общей линией и общим мнением.

Гамбурский экс-панк Шорш Камерун (Schorsch Kamerun) не скрывает своего скепсиса в отношении теории Флориды. Камеруну, театральному режиссеру, вокалисту старейшей гамбургской панк-группы Die Goldenen Zitronen, не нравится само понятие «креативный класс». По его мнению, это тот случай, когда СМИ создают новые ярлыки, сами их наклеивают и сами же используют.

Шорш Камерун говорит: «Не делать того, чего от тебя ожидают, — это была черта панк-движения. Панк действует вразрез, стоит поперек. Но панк уже давно стал коммерческим лейблом, а положение «поперек» перешло к креативному классу. При этом позиция «против» сама превратилась в ярлык. В магазине одежды молодежь покупает себе look в стиле anti. Понятие «мэйнстрим меньшинств» охватывает как раз эти тенденции».

Получается, что сегодня невозможно быть «против». Когда ты «против», ты все равно что-то потребляешь. Или же потребляют тебя, используя, к примеру, в рекламных целях.

Подробнее: Deutsche Welle

Deutsche Welle

***