Количество российских достопримечательностей сокращается ежедневно — и по самым разным причинам. Центр старой Москвы и историческая застройка других крупных городов рушатся под бульдозерными ковшами застройщиков. Ради строительства уничтожаются леса и заповедники.

Другие памятники исчезают незаметно: то, что закон строго-настрого запрещает разрушать, разрушает время, намеренное препятствование реставрационным работам и тщательно организованные случайные возгорания.

Forbes выбрал шесть достопримечательностей России, которые в скором времени, по разным причинам, просто исчезнут.

Это: Замок Бранденбург (Калининградская область), Замок Бранденбург (Калининградская область), Деревянный модерн в Томске, Деревянный модерн в Томске, Фрески Андрея Рублева во Владимире и в Звенигороде, Фабрика-кухня завода им. Масленникова в Самаре.

Фабрика-кухня завода им. Масленникова в Самаре — памятник конструктивизма — единственное в мире здание в форме серпа и молота.

Постройка дерзкой футуристки Екатерины Максимовой, трудившейся штатным архитектором Нарпита, была сдана в эксплуатацию в 1932-м. Соединенные системой конвейеров корпуса кухни (в плане — молот) и столовых (серп) изначально имели конструктивистское ленточное остекление, лестницы также располагались внутри стеклянных стаканов-эркеров.

Во время войны обогрев столь эфемерного здания оказался непозволительной роскошью, и — чтобы не топить улицу — в 1944-м лишние оконные проемы заложили кирпичом. В конце 1990-х столовую изуродовали повторно: пластиковый сайдинг на фасаде и тотальная коммерческая перепланировка под ТЦ «Пассаж» — изнутри. Сайдинг, впрочем, оказался недолговечен: пару лет назад обшивку демонтировали, но над корпусами нависла новая беда — инвесторы.

В двухлетней истории борьбы ООО «Самарский пассаж» за участок, на который так и просится новый высотный офисный центр, немало дикостей — от проекта разборки здания с последующим переносом в другое место до обвинения английских архитекторов, выступивших против разрушения памятника, в шпионаже (со ссылкой на анонимные источники в ФСБ). Британские шпионы и их пособники пока не теряют надежды отстоять столовую, но в документах Управления кадастра и картографии по Самарской области данный объект недвижимого имущества уже не значится — «в связи с его ликвидацией», сообщает Forbes.

***