Вчера состоялись думские слушания на тему «О проблемах и перспективах правового регулирования межбюджетных отношений органов государственной власти и органов местного самоуправления», организованные комитетом по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике и комитетом по местному самоуправлению Самарской Губернской Думы.

В них приняли участие руководители подразделений и специалисты Думы и правительства области, представители большинства муниципальных образований на территории региона.

Вел слушания председатель комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике депутат Н.Д.Уткин.

Правовую основу межбюджетных отношений в России сегодня составляют «Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года» и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления …» от 6 октября 2003 года. С 1 января наступающего года этот закон вступает в действие в полном объеме. Правда, недавно на высшем государственном уровне принято решение о предоставлении субъектам федерации права отсрочить введение отдельных положений до 2009 года. В Самарской области, где практически вся необходимая подготовительная работа выполнена, пользование «поблажкой» будет сведено до минимума.

С докладом о межбюджетных отношениях в свете нового законодательства о местном самоуправлении перед участниками думских слушаний выступила начальник отдела Главного правового управления аппарата правительства области О.А.Михеева.

В двух субъектах РФ – Ставропольском крае и Новосибирской области — вышеназванный закон действует с 1 января 2005 года. При этом были выявлены проблемы, решение которых позволит повысить эффективность выполнения требований закона. Об опыте реформирования муниципальных финансов в регионах России собравшимся рассказала начальник отдела правового управления аппарата Самарской Губернской Думы В.Е.Шманатова.

Острой проблемой является недостаточность доходных источников местных бюджетов. Их средств недостаточно не только для осуществления капитальных вложений и обновления основных фондов, повышения качества коммунальных и социальных услуг, но и для поддержания в удовлетворительном состоянии школ, больниц, дорог и т.д.

В результате налоговой реформы местными остаются лишь два налога – земельный и на имущество физических лиц, причем это налоги поселений. Расходные обязательства бюджетов муниципальных районов будут покрываться за счет части налога на доходы физических лиц и поступлений от специальных налоговых режимов.

С информацией о доходных источниках бюджетов муниципальных образований, основных инструментах межбюджетного регулирования, фондах финансовой поддержки муниципальных образований, формировании регионального фонда компенсаций и предоставлении бюджетных кредитов муниципальным образованиям выступил консультант министерства управления финансами А.В.Александров.

Принципам распределения фонда муниципального развития был посвящен доклад заместителя министра — руководителя департамента инвестиций министерства экономического развития О.В.Майорова. Отвечая на вопрос из зала, он сказал, что на строительство и реконструкцию объектов на территории муниципальных образований в бюджете-2006 запланировано 36% от общего объема инвестиций по области. Потенциальные получатели средств из названного фонда выразили беспокойство в связи с усложненностью, на их взгляд, предполагаемого порядка подачи заявки на выделение денег. Соответствующий порядок, как и вообще межбюджетные отношения, будет регламентирован Законом «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области», новая редакция которого сейчас готовится к первому чтению и который в ближайшее время будет принят в целом.

Опасения некоторых муниципальных образований и в первую очередь города Тольятти в связи с так называемыми «отрицательными трансфертами», то есть необходимостью перечислять субвенции областному бюджету, представители областного министерства финансов сочли безосновательными. Ведь такое возможно лишь при более чем двукратном превышении среднего по поселениям (городским округам) показателя расчетных налоговых доходов на одного жителя, что вряд ли «грозит» кому-то в Самарской области.

В прениях приняли участие Н.Д.Уткин, депутат Городской Думы г. Самары С.Ю.Арсентьев, председатель Думы городского округа Похвистнево А.С.Шулайкин, представитель Большеглушицкого района Л.В.Семенова и другие.

В заключение думских слушаний были приняты рекомендации. В них подчеркнуто, что, несмотря на разграничение расходных полномочий по уровням бюджетной системы области, необходимо учитывать уровень возможных доходов того или иного бюджета. Сделаны конкретные предложения правительству Самарской области, Губернской Думе и органам местного самоуправления, сообщает пресс-служба СГД.

*