Янтарную комнату из Екатерининского дворца в Царском Селе разыскивали 60 лет. И, похоже, напрасно. Британские журналисты Адриан Леви и Кэти Скотт-Кларк в последние три года вели независимое расследование судьбы шедевра.

В статье, опубликованной в журнале «Гардиан уикенд» (приложение к газете «Гардиан»), они сообщили о сенсационной находке.

В Центральном государственном архиве литературы и искусства в Санкт-Петербурге Леви и Скотт-Кларк обнаружили личные бумаги бывшего смотрителя Янтарной комнаты Анатолия Кучумова, скончавшегося в 1993 году. В первые послевоенные годы он по поручению советского правительства занимался ее розыском.

Судя по записям в журнале выдачи и толстому слою пыли, покрывавшему картонную папку, с момента смерти хозяина к ней никто не прикасался.

В том числе в руках исследователей оказался документ, написанный рукой Кучумова и озаглавленный «Собранные мной показания жителей Калининграда».

Тайна Кенигсбергского замка

Пауль Фейерабенд, управляющий офицерским баром Кенигсбергского замка, сообщил Кучумову, что в апреле 1945 года, когда начались бои за Кенигсберг, он своими глазами видел в Рыцарском зале замка ящики с упакованными в них частями Янтарной комнаты. По его словам, ценный груз не покидал замка, да его и невозможно было вывезти под обстрелом.

9 апреля город пал. 10 апреля в замке расположились советские артиллеристы, а еще через пару дней в северном крыле здания, включающем Рыцарский зал, возник пожар. Причиной, судя по всему, послужила чья-то недисциплинированность или халатность. В тогдашней неразберихе расследовать инцидент никто не стал.

Профессор московского Исторического музея Александр Брюсов, осматривавший замок 5 июня 1945 года, обнаружил на полу Рыцарского зала кучи пепла, а также обгоревшие деревянные детали и бронзовые дверные ручки, несомненно, относившиеся к убранству Екатерининского дворца.

Адриан Леви и Кэти Скотт-Кларк приходят к выводу, что нацистам не удалось осуществить запланированную эвакуацию Янтарной комнаты в Саксонию, и советские войска, сами того не зная, сожгли сокровище сразу после взятия Кенигсберга.

Сегодня можно только гадать, почему Кучумов сохранил эту информацию в тайне. Британские исследователи полагают, что он чувствовал личную ответственность за то, что не сумел уберечь Янтарную комнату в 1941 году, и почел за благо, чтобы у руководства сохранялась надежда найти ее. Порядки в СССР тогда были суровые.

Королевский подарок

Янтарная комната — шедевр немецких мастеров начала XYIII века. Прусский король Фридрих I подарил ее в 1717 году Петру I за защиту от Швеции. Почти 200 лет она служила главной достопримечательностью летнего дворца в Царском Селе, возведенного Растрелли.

В 1941 году эвакуировать комнату не удалось — слишком стремительным было немецкое наступление. Работники дворца замаскировали бесценные янтарные панели обоями и марлей, но оккупанты быстро раскусили нехитрую уловку и вывезли сокровище.

Более полувека Янтарная комната официально считалась самым ценным художественным произведением, находящимся в розыске. По мнению экспертов, в случае находки янтарные орнаменты стоили бы порядка 300 млн. долларов — в 12 раз дороже такого же по весу количества золота.

Поиски Янтарной комнаты не прекращались все послевоенное время, став основой для множества научных и приключенческих книг. В Германии об этом даже сняли фильм в стиле Индианы Джонса.

Отчаявшись найти Янтарную комнату, российские реставраторы приступили к изготовлению ее точной копии по сохранившимся рисункам и фотографиям. Работа велась с 1979 года и значительно ускорилась в 1999-м, когда богатые спонсоры — российский Газпром и его германский партнер Ruhrgas — пожертвовали на нее крупную сумму.

31 мая 2003 года, в ходе торжеств по случаю 300-летия Санкт-Петербурга, Владимир Путин и Герхард Шредер торжественно открыли возрожденную Янтарную комнату.

При этом гостям раздавали брошюру, в которой выражалась надежда, что подлинник Янтарной комнаты «не погиб и будет обнаружен в результате правильно организованных поисков».

Вместе с тем эксперты полагают, что он, даже если бы и сохранился в каком-нибудь подвале или заброшенной шахте, все равно был бы безвозвратно испорчен и не подлежал восстановлению. Янтарь — материал хрупкий и очень чувствительный к условиям хранения.

«Ее больше нет», — признает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

суббота, 22 мая 2004 г., 12:34 GMT 16:34 MCK

Би-би-си

*