Кто мы? Откуда мы? Давайте вместе сделаем самарскую историю богаче и интереснее

КОЛЕСО ИСТОРИИ

Интернет-газета «Самара сегодня» продолжает сбор материалов, посвященных прошлому Самарского края. В этом году мы уже начали публикации по новым темам: «Этот день в истории края», «Самарская губерния 100 лет назад» и «Первый послевоенный год». Но нашу богатую историю невозможно втиснуть в жестко очерченные рамки. Еще недавно считалось, что Самаре 420 лет. Но вот найдена древняя карта, которая говорит, что городу как минимум 650 лет, а может и гораздо больше.

История губернии продолжает пополняться все новыми документами, свидетельствами очевидцев, интересными сведениями из различных архивов. Мы будем публиковать наиболее важные из них. Приглашаем принять участие в поиске новых исторических материалов всех наших читателей, самарских историков, археологов, краеведов, работников музеев, собирателей фольклора. Пишите нам по адресу vvs@samaratoday.ru и мы расскажем о ваших находках. Вместе мы сделаем самарскую историю богаче и интереснее.

САМАРСКАЯ СТАРИНА. КОЛЕСО ИСТОРИИ

Этот день в истории края. Кузница инженерных кадров

26 февраля 1933 года в Самаре на базе энергетического и механического институтов был создан Средне-Волжский, впоследствии Самарский индустриальный институт. Так начиналась история нынешнего Самарского государственного технического университета. Однако у него была и предистория.

Этот день в истории края. Трамвай в Самаре больше чем трамвай

В Самаре сегодня отмечают 91-ю годовщину открытия в городе трамвайного движения. 25 февраля (12 февраля по старому стилю) 1915 года состоялся торжественный пуск первой линии электроконки – так сначала называли новый вид общественного транспорта. Это был первый в России трамвай, полностью построенный силами русских инженеров, с использованием вагонов отечественного производства. Автором проекта был инженер П.А.Суткевич, который предложил оригинальный и недорогой план пуска транспорта на электротяге. Проект был рассмотрен русским техническим обществом и одобрен. Под руководством Суткевича строилось депо на Полевой улице и первые линии. Он лично испытал первый изготовленный на Коломенском заводе трамвайный вагон.

Этот день в истории края. Электрический свет Самары

24 февраля 1900 года началась пробная эксплуатация Самарской городской электрической станции. На Дворянской (ныне Куйбышевской) и Панской (Ленинградской) зажглись первые электрические фонари. Предполагалось провести электроосвещение также в Струковский сад и в помещение городского театра. Для этого необходимо было установить более 30 дуговых фонарей мощностью по 1200 свечей каждый и около тысячи электролампочек по 16 свечей. Еще 2 тысячи лампочек планировалось смонтировать в магазинах и частных домах города.

Этот день в истории края. Горький в «Самарской газете»

23 февраля 1895 года в «Самарской газете» приступил к работе в качестве литературного сотрудника Алексей Максимович Пешков, будущий известный писатель Максим Горький. До этого он уже печатался в этом издании, прислав из Нижнего Новгорода свои рассказы «Два босяка» и «Мой спутник». В Самару ему порекомендовал переехать писатель В.Г.Короленко, который следил за судьбой подающего надежды молодого литератора и знал о неустроенности его быта в Нижнем.

Этот день в истории края. С днем рождения, Новокуйбышевск!

22 февраля 1952 года Президиум Верховного Совета РСФСР издал Указ: «Преобразовать рабочий поселок Ново-Куйбышевский в город областного подчинения, присвоив ему наименование город Новокуйбышевск». Так на карте Самарской области появился еще один крупный центр нефтеперерабатывающей и химической промышленности.

Этот день в истории края. Ставрополь-на-Волге

21 февраля 1739 года вышел Указ Сената об официальном наименовании крепости, построенной В.Н.Татищевым на Куньей Воложке, Ставрополем. На карте России появился город, который должен был способствовать распространению христианства на Восток страны.

Этот день в истории края. С именем Чапаева

20 февраля 1930 года постановлением ВЦИК СССР город Троцк на Самаро-Златоустовской железной дороге переименован в Чапаевск. С тех пор город-труженик и бывший железнодорожный разъезд носят одно название, а прежние — их было несколько — рассказывают об истории этого уголка самарской земли.

Этот день в истории края. Борьба с хулиганством в Самаре

19 февраля 1913 года газета «Волжское слово» опубликовала постановление самарского губернатора Н.В.Протасьева.       

       «Самарским губернатором на основании Положения об усиленной охране издано обязательное для жителей губернии постановление. Им воспрещается:

Этот день в истории края. Епископ Феофил

18 февраля 1857 года в Самару прибыл новый епископ Самарский и Ставропольский Феофил (в миру Надеждин). Указ о его назначении был подписан 8 декабря 1856 года. Феофил родился в семье причетника Рязанской епархии. Окончил Рязанскую духовную семинарию, затем Санкт-Петербургскую духовную академию. До назначения в Самару в сане архимандрита был ректором Полтавской, а затем Нижегородской семинарий.

Это день в истории края. Великолепная "семерка"

17 февраля 1959 года с космодрома Байконур успешно стартовала ракета Р-7, изготовленная на куйбышевском авиационном заводе № 1 (ныне завод «Прогресс»). Эта межконтинентальная баллистическая ракета стала не только новым грозным оружием нашей страны, но и базой для создания целой серии спутников, космических аппаратов и кораблей, в том числе пилотируемых. «Семерка» сделала Самару крупнейшим центром космического ракетостроения. А начиналось это так.

Наши партнеры