Кто мы? Откуда мы? Давайте вместе сделаем самарскую историю богаче и интереснее

КОЛЕСО ИСТОРИИ

Интернет-газета «Самара сегодня» продолжает сбор материалов, посвященных прошлому Самарского края. В этом году мы уже начали публикации по новым темам: «Этот день в истории края», «Самарская губерния 100 лет назад» и «Первый послевоенный год». Но нашу богатую историю невозможно втиснуть в жестко очерченные рамки. Еще недавно считалось, что Самаре 420 лет. Но вот найдена древняя карта, которая говорит, что городу как минимум 650 лет, а может и гораздо больше.

История губернии продолжает пополняться все новыми документами, свидетельствами очевидцев, интересными сведениями из различных архивов. Мы будем публиковать наиболее важные из них. Приглашаем принять участие в поиске новых исторических материалов всех наших читателей, самарских историков, археологов, краеведов, работников музеев, собирателей фольклора. Пишите нам по адресу vvs@samaratoday.ru и мы расскажем о ваших находках. Вместе мы сделаем самарскую историю богаче и интереснее.

САМАРСКАЯ СТАРИНА. КОЛЕСО ИСТОРИИ

Этот день в истории края. Ю.Ф.Самарин — Почетный гражданин Самары

16 мая 1863 года дворяне и купцы Самары устроили прощальный обед в честь Юрия Федоровича Самарина. Самарский дворянин, один из авторов Манифеста 1861 года об отмене крепостного права, два года работал в нашем городе в качестве члена земского губернского по крестьянским делам присутствия, содействуя проведению реформы. И вот теперь он покидал Самару «…искать отдохновения от продолжительных трудов».

Этот день в истории края. Пароход «Волга»

15 мая 1846 года впервые из Самары в коммерческий рейс отправился волжский пароход «Волга». Он был построен по заказу пароходного общества «По Волге» в Голландии. В Самаре он взял на буксир две баржи с грузом пшеницы в 140 тысяч пудов. На Волге в тот год был большой паводок, скорость течения реки сильно возросла. Однако пароход доставил в Рыбинск свой груз всего за три недели.

Эти дни в истории края. Хлеб старой Самары

В начале прошлого века в майские дни от самарских причалов одно за другим отправлялись суда с волжским зерном. Самарский хлеб был ходовым товаром и высоко ценился не только в России, но и за ее пределами. В иные урожайные годы губерния отправляла за границу до 50 миллионов пудов отборного зерна, а также муку, горох, гречку, различные крупы. Известный историк и городской голова Петр Владимирович Алабин писал, что именно хлебная торговля сделала Самару крупным городом.

Этот день в истории края. Самара судостроительная

13 мая 1885 года состоялось освящение первого парохода, построенного в Самаре. Он так и назывался – «Первый». Построен на заводе Г.К.Бенке по заказу самарского купца Федора Гавриловича Углова. В этот день «Первый» совершил пробный рейс до Барбашиной поляны, затем спустился до Коровьего острова, зашел в Самарку, снова вышел на Волгу, где губернатор А.Д.Свербеев, именитые граждане сошли на пристани общества «Самолет».

Этот день в истории края. Пожар в Самаре

12 мая 1854 года газета «Самарские губернские ведомости» писала: «В 7 часу утра в г. Самаре загорелась баня в доме здешнего мещанина Кукарина. При сильном порывистом ветре пламя мгновенно объяло все вокруг лежащие деревянные строения, и от перелетающих головней пожар распространился в одно время в разных местах.

Картинки старой Самары. Дети с окраин

Быт, нравы и обычаи детей окраин Самары достойны серьезного внимания, писала газета «Голос Самары» весной 1906 года. «Дети окраинцев в сущности не дети, а миниатюры со своих родителей. Их нежный, детский возраст оканчивается еще во время утробной жизни, до момента появления на свет Божий.

Этот день в истории края. Памяти П.В.Алабина

10 мая 1896 года в Самаре скончался Петр Владимирович Алабин — известный русский просветитель, историк, патриот, авторитетный и деятельный городской голова. С именем Алабина связано строительство в Самаре городского водопровода, газового освещения, театра, музея, библиотеки, метеорологической станции, чугунолитейного завода, спичечной фабрики, паровой мельницы и множества других передовых предприятий того времени. Он был инициатором вручения болгарским ополченцам Самарского знамени, стал первым губернатором Софии, основал в столице Болгарии национальную библиотеку. Его имя носит одна из улиц Софии, а в Самаре — основанный им историко-краеведческий музей.

Этот день в истории края. "Любовь" к гласности

9 мая 1913 года самарская газета «Волжское слово» опубликовала статью в защиту гласности. «Вчера состоялось частное совещание гласных (как значилось на повестке) по вопросу о расширении Плешановской больницы. Наш сотрудник еще днем спросил заместителя городского головы Ушакова, допущены ли будут на совещание представители печати, и получил утвердительный ответ.

Этот день в истории края. Первая электростанция губернии

8 мая 1900 года состоялся официальный пуск первенца энергетики губернии — Самарской электростанции. Строительство ее было начато в 1898 году акционерным обществом русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске». Скептическое отношение к электричеству и забота об экономии городских средств значительно сузили возможности новой станции. Даже по тому времени она была карликовым предприятием. Ее суммарная мощность немногим превышала 200 кВт. Основное оборудование состояло из трех котлов с давлением 10 атмосфер каждый и двух паровых машин с генераторами по 105 кВт. Через год прибавилась еще одна паровая машина с генератором мощностью 50 кВт. Вырабатываемой энергии хватало только для освещения драмтеатра, городского сада, Дворянской улицы и нескольких купеческих особняков.

Этот день в истории края. Самарское радио

7 мая 1895 года русский физик и электротехник Александр Попов представил миру радиоприемник. В качестве источника электромагнитного излучения был использован вибратор Герца. С тех пор радио стало неотъемлемой частью нашей жизни, а 7 мая, как и во всей стране, в Самаре отмечается праздник День радио, хотя само радиовещание в нашем городе началось лишь в 1927 году.

Наши партнеры