Кто мы? Откуда мы? Давайте вместе сделаем самарскую историю богаче и интереснее

КОЛЕСО ИСТОРИИ

Интернет-газета «Самара сегодня» продолжает сбор материалов, посвященных прошлому Самарского края. В этом году мы уже начали публикации по новым темам: «Этот день в истории края», «Самарская губерния 100 лет назад» и «Первый послевоенный год». Но нашу богатую историю невозможно втиснуть в жестко очерченные рамки. Еще недавно считалось, что Самаре 420 лет. Но вот найдена древняя карта, которая говорит, что городу как минимум 650 лет, а может и гораздо больше.

История губернии продолжает пополняться все новыми документами, свидетельствами очевидцев, интересными сведениями из различных архивов. Мы будем публиковать наиболее важные из них. Приглашаем принять участие в поиске новых исторических материалов всех наших читателей, самарских историков, археологов, краеведов, работников музеев, собирателей фольклора. Пишите нам по адресу [email protected] и мы расскажем о ваших находках. Вместе мы сделаем самарскую историю богаче и интереснее.

Архивы САМАРСКАЯ СТАРИНА. КОЛЕСО ИСТОРИИ - Страница 300 из 316 - Лента новостей «Самара Сегодня»

Этот день в истории края. Из истории самарского трамвая

15 июля 1910 года городская дума ассигновала 10 тысяч рублей на премиальную оплату конкурсных проектов постройки трамвая в Самаре. К тому времени электрический трамвай ходил по улицам уже более чем 20 городов России. К тому же горожане осознали неудобства конки как средства массового передвижения по улицам Самары. Мало того, что конка передвигалась со скоростью всего 6-7 км/ч, она оказалась чрезвычайно зависима от погодных катаклизмов. Практически не способна была преодолевать снежные заносы. В жару лошадям приходилось часто давать отдых. Пропускная способность конки также оказалась невелика.

Этот день в истории края. Первый социальный приют Самары

15 июля 1877 года комиссия Самарской городской думы рекомендовала городской управе принять в свое ведение Константиновскую богадельню. Ее построили купцы Василий, Иван, Кузьма и Исаак Константиновы возле кладбищенской Всесвятской церкви, где городская дума выделила им землю под строительство. В 1871 году Иван Васильевич Константинов внес в банк на вечные времена 25 тысяч рублей, проценты с которых должны идти на содержание призреваемых.

Этот день в истории края. Веселый художник Суриков

Волга близ Жигулей была излюбленным местом летнего отдыха многих русских художников. В 1910 году в Ставрополе – будущем городе Тольятти — побывал живописец Василий Иванович Суриков, автор известных полотен «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком» и других ярких работ. Он приехал по приглашению свих знакомых москвичей Добринских, которые часто гостили на даче у ставропольского домовладельца Головкина.

Этот день в истории края. Бузулукский бор

13 июля 1932 года в число заповедников Средневолжского края был включен Бузулукский бор — уникальный сосновый лес, расположенный на границе Самарской и Оренбургской областей. Это самый крупный в степной зоне Северной Евразии и единственный в степном Заволжье лесной массив, состоящий из реликтовых сосновых и широколиственных деревьев. Здесь имеется 6 видов растений и 19 видов животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Этот день в истории края. Фронтовички

12 июля 1943 года в Куйбышеве началась мобилизация женщин в возрасте от 19 до 30 лет, не имеющих детей, в воинские части противовоздушной обороны. Говорят, у войны – не женское лицо. Тем не менее, на фронтах Великой Отечественной отважно сражалось около 30 тысяч девушек и женщин Куйбышевской области. 1600 из них работали медсестрами и врачами, более 1 тысячи несли службу в войсках связи, около 600 были снайперами. А еще работали шоферами, фронтовыми регулировщиками, поварами, писарями, прачками. Но больше всего — почти 3 тысячи самарских женщин — служило в частях противовоздушной обороны.

Этот день в истории края. Иегудеил Хламида

11 июля 1895 года «Самарскую газету» начал редактировать А.М.Пешков, он же фельетонист «СГ», он же писатель М.Горький. 13 июля «Самарская газета» начала печатать ставшую весьма популярной серию фельетонов под рубрикой «Между прочим». Едкие газетные заметки заканчивались забавной подписью: Иегудеил Хламида. Под этим псевдонимом выступал сам редактор Алексей Пешков. К тому времени он уже почти полгода прожил в Самаре и хорошо знал ее быт.

Этот день в истории края. Самарская «конка»

10 июля 1895 года в Самаре начала работать конно-железная дорога или просто «конка». Ее первая линия протяженностью 6,5 километров, соединила Старый Собор (ныне район Хлебной площади) с Молоканскими садами (район пересечения проспекта Ленина с улицей Первомайской). Маршрут пролегал по нынешним улицам Алексея Толстого, Пионерской, Куйбышевской, Самарской, Садовой. Поездка из конца в конец занимала около 40 минут. Движение начиналось в 8 часов утра зимой и в 7 часов летом, а завершалось в 22 часа. Пассажирские вагоны были одно — или пароконные и двигались со скоростью не более 12 км/ч.

Этот день в истории края. Происшествие на конке

9 июля 1902 года всю Самару, обрастая слухами, облетела весть о происшествии на конно-железной дороге. Это случилось на улице Панской, где фонари уличного освещения, также как и на Дворянской, были установлены очень близко к рельсам. Проходивший вдоль дороги крестьянин Чигаев нечаянно оказался зажатым между вагоном и фонарным столбом. Результат – глубокий шок, сломанные ребра, ушибы.

Этот день в истории края. Народное ополчение

8 июля 1941 года в тыловом Куйбышеве начало создаваться народное ополчение. Оно состояло из 9 полков и 3 отдельных батальонов. К концу августа в него записалось почти 70 тысяч добровольцев со всей области. По опыту Отечественной войны 1812 года ополчение создавалось из людей, не подлежащих мобилизации – из способных носить оружие стариков, подростков, молодых женщин, а также из работников оборонных предприятий. В Москве было сформировано 16 таких дивизий, в Ленинграде 10.

Этот день в истории края. Завещание купца Плешанова

7 июля 1889 года Император Александр III пожаловал звание коммерции советника купцу I гильдии И.М.Плешанову.  Так была отмечена его «полезная деятельность на поприще отечественной торговли и промышленности». Иван Михайлович Плешанов был купцом Ярославской губернии, но жил и работал в Самаре. Он многие годы являлся гласным Самарской городской думы, членом учетного комитета Самарского отделения Госбанка и был широко известен своей активной благотворительной деятельностью.