Проблемы с имиджем России в мире признаны и обсуждаются на самом высоком уровне. Но чтобы улучшать этот имидж не старыми методами ковровой пропаганды, а сознательно, важно понимать, чем и почему он так плох. Кое в чем разобраться позволяет исследование социологической компании GMI, опросившей почти 26 тыс. респондентов в 36 странах мира, чтобы узнать, какие страны кажутся им привлекательными, а какие нет.

По уровню доброжелательности к иностранцам россияне заняли предпоследнее место

Фото: Reuters

Тройку стран с наилучшей репутацией составили Великобритания, Германия и Италия. В десятке лидеров лишь две неевропейские страны – Канада и Япония. США и Австралия занимают 11-ю и 12-ю позиции. Россия на 20-м месте, сразу после Китая. А наименее привлекательной страной оказался Израиль.

Место каждой страны оценивалось по нескольким параметрам – уровень госуправления, культурный и туристический потенциал, привлекательность страны как места работы и учебы. Затем позиции по разным параметрам сводились в общий рейтинг. Крайне низкие оценки Россия получила за госуправление – за рубежом наш госаппарат считается исключительно неэффективным, безответственным и равнодушным к правам человека. На нас самих, граждан России, из-за границы смотрят без особой симпатии. По уровню доброжелательности к иностранцам россияне заняли предпоследнее место (лидируют по этому показателю испанцы, канадцы и австралийцы). Это и понятно – в России совершенно отсутствует культура того, что на Западе называют being friendly. Жить и работать в России мало кто желает (32-е место из 36 возможных), с получением образования ситуация несколько лучше (19-е место). Все это определило сравнительно низкую туристическую привлекательность – среди стран, которые опрошенные желали бы посетить, Россия оказалась на 24-м месте.

Россия, скорее всего, оказалась бы на одном из последних мест общего рейтинга – рядом с Турцией, Египтом, Индонезией и Эстонией,– если бы не культура и спорт. В списке стран с наибольшими спортивными достижениями Россия занимает 4-е место. 8-9-ю позиции ей дают, когда речь заходит о культурном наследии и исторических достопримечательностях. Хотя современный уровень культуры оценивается куда скромней – на уровне 16-го места.

Сконцентрированность «позитива» в прошлом характерна и для взгляда россиян на свою страну. «У половины респондентов с прошлым страны не связано никаких негативных ассоциаций, тогда как в настоящем поводов для стыда не смогли (или не захотели) назвать только 25% опрошенных»,– отмечают эксперты фонда «Общественное мнение».

Исследование Чикагского университета, посвященное отношению граждан различных государств к собственной стране, продемонстрировало, что россияне стали больше гордиться Россией, но, когда речь заходит о конкретных достижениях, они испытывают трудности. По уровню общей национальной гордости в 2004 году россияне стояли на 11-м месте из 18, поднявшись на 4 позиции с 1996 года. Но при оценке «специализированной гордости», которая подразумевает оценку конкретных культурных, экономических и политических достижений, россияне, наоборот, ухудшили свои показатели.

ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 220 (№ 3551) от 24.11.2006, ПТ

КОММЕРСАНТЪ

***