Сегодня правительство РФ соберется, чтобы утвердить сценарные условия экономического развития на 2004-2007 годы. Вчера среднесрочный сценарий ждали в Белом доме. Однако внезапно выяснилось, что он «не согласован». Как сообщили Ъ в Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ), документ вызвал возражения в аппарате правительства.

Это не банальные чиновничьи трения: речь идет о подготовке первого бюджета второго срока Владимира Путина и шире – о перспективах удвоения ВВП к 2010 году. К тому же стоит взглянуть на конфликт в лицах. Это первое, но наверняка не последнее столкновение главных реформаторов в составе нынешнего кабинета – министра экономического развития Германа Грефа и руководителя аппарата Белого дома Дмитрия Козака.

Казалось бы, подготовка прогноза – занятие не бей лежачего. Ведь, как известно, до сих пор ни один из правительственных макроэкономических прогнозов, что среднесрочных, что тем более годовых, не сбывался – и ничего. Более того, выработалась определенная технология: МЭРТ выдвигает скромный даже в оптимистическом варианте прогноз, а потом правительство рапортует об ударном перевыполнении планов по темпам роста. И все довольны.

Судя по тому упорству, с которым министр экономического развития и торговли Герман Греф отстаивал цифры роста в 5,5-5,8%, можно было бы предположить, что ставка при подготовке сценарных условий на ближайшую трехлетку была сделана на ту же технологию. Однако стоит обратить внимание на то, что господин Греф остался при своем мнении даже после того, как президент Владимир Путин поправил его на совместной коллегии МЭРТа и Минфина 19 марта: «Нужно не менее 7%!» 22 марта на встрече президента с министрами Герман Греф повторил свои цифры, отказавшись сделать поправку на арифметику, которая утверждает, что для достижения удвоения ВВП за десять лет среднегодовые темпы (прав Владимир Путин) должны быть выше 7%. Формально у министра экономического развития есть отговорка: в будущем темпы роста могут возрасти, и заветное удвоение все-таки будет достигнуто. На самом деле ситуация куда серьезнее.

Герман Греф тоже прав, когда говорит о том, что ВВП таки удвоится, но только при двух условиях. Во-первых, если не упадут цены на нефть; во-вторых, если с успехом будут проведены реформы структуры экономики. Раз министр упорствует, выдвигая в качестве прогнозных темпы роста ниже среднегодовых, необходимых для решения поставленной президентом задачи, значит, он считает, что названные им условия в 2004-2007 годы не будут соблюдены. И основания для осторожности у него есть.

Структурные реформы если не простаивают вовсе, то явно двигаются неамбициозными, как теперь принято выражаться, темпами. По существу, речь идет о двух вещах: необходимо сокращать нерыночный сектор экономики, то есть реформировать так называемые естественные монополии, и, с другой стороны, создавать адекватную задаче роста экономики рыночную инфраструктуру. Среди естественных монополий реформируется пока только РАО ЕЭС, реформа Министерства путей сообщения ограничилась переименованием его в РАО РЖД, «Газпром» Владимир Путин велел вовсе не трогать. С рыночной инфраструктурой и того хуже. ЦБ всячески противится банковской реформе, поэтому она крайне осторожно, практически контрабандно проводится на базе закона о страховании вкладов, который обязывает ЦБ провести проверки всех банков, претендующих на операции с деньгами населения. Стимулирования расширения рынка ценных бумаг тоже не видно. А между тем именно банки и рынок ценных бумаг, как учат учебники по экономике, и есть основные каналы межотраслевых миграций капиталов, в чем российская экономика крайне нуждается.

Цены на нефть от российского правительства не зависят. И тот факт, что до сих пор на протяжении всего первого срока президентства Владимира Путина они исправно поддерживали рост, еще не означает, что они и дальше будут столь же лояльны. К тому и поддержка роста растущими ценами на нефть может стать оборотнем в барреле. В 2003 году экономика России росла вместе с укреплением рубля. Для того чтобы рост рубля не убил рост экономики, необходимо резкое увеличение инвестиций в основной капитал. Пока же радужная статистика роста инвестиций обманчива – уж больно невзрачен был их исходный уровень. А раз так, то и высокие цены на нефть оказываются опасны для роста. Такая вот диалектика: резкое падение цен может опрокинуть российскую экономику, и никакой стабилизационный фонд ее не спасет, слишком высокие цены могут остановить внутреннее ненефтяное производство, которое задавит импорт.

В этих обстоятельствах Герман Греф предпочел осторожность. Как известно, его консервативный сценарий исходил из среднегодовой (в 2004-2007 годах) цены нефти марки Urals в $20 за баррель, а оптимистический – $24. Соответственно «консервативные» среднегодовые темпы роста ВВП – 4,8-4,9%, «оптимистические» – 5,8-6,1%. Если на сегодняшнем заседании правительство примет оптимистический вариант прогноза МЭРТа за консервативный, а в качестве оптимистического назовет искомый темп в 7,2%, это будет означать, что административный ресурс, а в Белом доме он пока находится в руках Дмитрия Козака, в России побеждает все – от политической оппозиции до макроэкономических расчетов.

НИКОЛАЙ Ъ-ВАРДУЛЬ

КоммерсантЪ №53(2892) от 25.03.04

КоммерсантЪ

*