Растущая популярность Chevrolet Lanos вызвала у нас особый интерес к месту их производства – Запорожскому автомобильному заводу. До сих пор украинское предприятие ассоциировалось у россиян, в основном, с «Запорожцами» и «Тавриями». Но ведь с конвейера этого предприятия сходит куда больше автомобилей, чем большинство из нас полагает…

Запорожье – удивительное место! Это одновременно зеленый и индустриальный город. Для промышленного центра здесь невероятно много зеленых насаждений и открытых вод; улицы, парки и площади города буквально утопают в буйной зелени. А быть экологическим центром Запорожью мешают многочисленные заводы и, разумеется, знаменитая (первая на Украине) гидроэлектростанция ДнепроГЭС. Только здесь можно ехать по городу, затем по сельской местности, снова по городу, и окажется, что вы так и не выезжали из Запорожья. Здесь протекает Днепр, который перекрывает исполинских размеров ДнепроГЭС, питающая пол-Украины. На Днепре стоит остров Хортица, некогда бывший мощным орудием украинского народа в борьбе за независимость. Здесь, кстати, все еще обитают настоящие казаки – те самые, с чубами, горилкой и традиционным украинским говором.

Еще одна достопримечательность Запорожья – автомобильный завод «АвтоЗАЗ», который сегодня известен уже не только своими заднемоторными купе… Запорожский автозавод – цель нашего путешествия на берега Днепра – находится в старой части города. О приближении к нему говорят в изобилии снующие туда-сюда «Ланосы»: самые распространенные здесь машины. Кажется, здесь на них ездит каждый второй…

Для России «ЗАЗ» – прежде всего, источник популярных «джиэмовских» бестселлеров Chevrolet Lanos. АвтоЗАЗ освоил все циклы производства: от штамповки до производства двигателей. В России Lanos обитает с ноября прошлого года, и на данный момент уже стал до дефицитно-популярен. За первые полгода на «ЗАЗе» было собрано более 83 000 автомобилей, на которых приходится более 17 000 «Ланосов».

Но этого оказалось недостаточно. Спрос на недорогую экс-корейскую иномарку оказался настолько велик, что запорожцы планируют не просто увеличивать экспортные поставки, но и открыть еще один автосборочный комплекс, площадка для которого уже куплена. А пока берут качеством – с 1 июля 2006 г. линейка «Ланосов» пополнилась комплектациями с подушкой безопасности, гидроусилителем руля, кондиционером и электростеклоподъемниками. Стоимость такого, самого «фаршированного» Lanos, составит чуть больше $10 000.

А для внутреннего потребителя «АвтоЗАЗ» – гораздо больше, чем неиссякаемый источник «Ланосов». Стратегическими партнерами украинской компании являются такие гранды мирового автомобилестроения, как DaimlerChrysler, General Motors, GM-DAT и Renault. Соответственно, автомобили этих брендов, в том числе Opel, Jeep, Chrysler и Mercedes, производят и активно потребляют непосредственно в Украине.

Но, несмотря на то, что основная доля выпускаемых «ЗАЗом» автомобилей оседает на внутреннем рынке, доля экспорта стремительно растет. В I полугодии текущего года из 83 139 автомобилей были экспортированы 16 143 автомобиля – это в 3.6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Одним из приоритетных направлений развития Запорожского автозавода является взаимодействие с General Motors. Скоро вместе с американским концерном здесь начнут выпускать еще одну модель класса «С» (пока подробности о модели держат в секрете). По словам председателя правления ЗАО «ЗАЗ» Михаила Евдокименко, основные объемы продаж компании будут приходиться именно на модели, выпущенные в сотрудничестве с GM.

Пока же руководство запорожского предприятия не устраивают имеющиеся мощности, но с открытием нового производства компания планирует серьезно увеличить выпуск автомобилей, в том числе – идущих на экспорт. Также в планы «ЗАЗа» на ближайшее будущее входят: начало производства новых автомобилей Chevrolet Epica и Captiva, освоение выпуска нового Aveo, трех­дверного Opel Astra H и четырех моделей китайской компании Chery.

Александр Коробченко

Фото автора

Журнал "Колеса"

***