Несмотря на то, что давно опубликованы списки жертв катастрофы «Титаника», по сей день так и не ясно, сколько пассажиров из России было на корабле. Недавно стало известно, что в составе экипажа служил уроженец Нижнего Новгорода Михаил Жадовский.

Пять дней, которые потрясли мир

15 апреля 1912 года утренние газеты всего мира оповестили своих читателей о грандиозной катастрофе: «Минувшей ночью во время рейса из английского порта Саутгемптон к берегам Америки затонул, столкнувшись с айсбергом, широко разрекламированный океанский лайнер «Титаник».

Сколько лет прошло, а тайна гибели «Титаника» не оставляет человечество. Только на русский язык переведено более дюжины книг, которые в мельчайших деталях рассказывают трагические подробности той ночи, когда лайнер столкнулся с гигантским айсбергом в водах Северной Атлантики. Восемь художественных фильмов, снятых в разных странах, зримо воспроизводят то, что могло твориться на гибнущем судне. Страх, ужас, скандальные обвинения, подозрения, цепь противоречий — все это вместила в себя величайшая трагедия, унесшая 1503 жизни.

Всего пять дней продолжалось плавание «Титаника» по холодным океанским водам. На лайнере собрался самый разношерстный люд: миллионеры с громкими именами, фабриканты, банкиры, картежные игроки, эмигранты, — всего 2201 человек.

Иностранцу доверили судовую казну

На борту Титаника звучала разноязыкая речь: поляки, югославы, итальянцы… Были ли сред них русские? По различным данным, на корабле находились от 10 до 27 пассажиров из России, хотя как таковые русские фамилии в списках отсутствуют. Нарпример, переселенцы с Украины плыли искать счастья в Канаду. Но один русский, Михаил Михайлович Жадовский, входил в число обслуживающего персона в качестве кассира судовой кассы.

На «Титанике» были крупные суммы денег, и большая часть из них должна была перекочевать из карманов пассажиров в кассу корабля. Следовательно, у судовой компании «Уайт стар лайн» («Белая звезда» — авт.) Михаил Михайлович Жадовский пользовался доверием. Скорее всего, без солидной рекомендации иностранец не мог попасть на хоть и скромную, но ответственную должность. А рекомендовал его, судя по всему, директор Британской судоходной компании Джозеф Брюс Исмей, с которым Жадовский познакомился на светском приеме.

Писец из служивого рода

Не окажись Михаил Михайлович на «Титанике», его имя затерялось бы во времени, и вряд ли мы сегодня говорили бы о нем. Окажись рейс удачным, никто не обратил бы внимание на скромного, уже немолодого кассира.

Михаил Михайлович был потомственным нижегородским дворянином. Род Жадовских был служивым, и, судя по всему, о благополучии никто из них не думал. Дед Михаила, Никита Иванович Жадовский, дослужился до чина генерал-майора, отдав военной службе почти три десятка лет. Особая строка в его аттестации — 1812 год: в июле он сражался с французами под Витебском, в августе был под Смоленском, потом были Бородино, Тарутин, Малоярославец, а дальше — Франция, Париж.

Сыну генерала, Михаилу, войны не досталось Известно, что он трудился писцом первого разряда и жил славой отца вместе с братом и тремя сестрами. Жадовские поделили всю наличную недвижимость, и, видимо, денежные дела их шли не блестяще.

Михаилу, внуку генерала, выпала вновь военная служба. Его отдали учиться в Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус на полное государственное обеспечение, а позже перевели юнкером во второе военное Константиновское училище.

Строки сохранившейся аттестации — единственного документа, найденного в архиве, — скупы и сухи. Ничего лишнего, только то, что лежит в сферах интереса Отечества: полный послужной список. Учился Михаил, судя по аттестации, хорошо, без задержек продвигался по службе. «Наказанию или взысканию, соединенному с ограничениями в преимуществе по службе, не подвергался».

Анна на эфесе шпаги

Военной судьбой Михаила стала Русско-турецкая война. «Вступил с места постоянного квартирования в 1877 году августа 13 дня…» А там — переправа через Дунай, боевые позиции на Балканах, сражение при горном Дубняке, блокада Плевны, стычки у Хан-Певеца, троекратное отражение усиленных неприятельских атак «под личным начальством Махмед Али-паши», взятие Софии, переправа через Маруцу во время ледохода. Почти всю Балканскую кампанию Михаил служил в войсках славного русского генерала Иосифа Гурко, чье имя тогда было на устах, а сегодня подзабыто.

Михаил Жадовский оказался в пекле войны в возрасте 22 лет в звании прапорщика. Первую боевую награду — орден Святой Анны 4-степени — он получил за бой под Горным Дубняком. Вроде бы по рангу не велик орденок, да с хитростью: им награждались только за исключительные личные подвиги, и крепилась награда на эфес шашки.

Дальше следуют орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом, орден Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом, а также румынский железный крест. После Балканской кампании Михаил Жадовский был командирован в сводную гвардейскую роту почетного конвоя Ее Величества. Такое назначение тоже считалось наградой.

14 лет отдал Михаил Жадовский армии. Дослужился до звания гвардейского капитана. И опять вроде бы невелико звание, но по тогдашним меркам оно соответствовало званию армейского полковника.

В отставку он ушел крайне поспешно: уехал в отпуск и на службу не вернулся, попросив уволить его «по домашним обстоятельствам». Что-то не заладилось в его жизни. Возможно, он решил посвятить себя семье, все-таки подрастали три сына, и надо было заботиться об их будущем.

Уступил француженке свое место в шлюпке

Кассиром «Титаника» он стал, когда ему было уже около 60 лет. Финансовые дела его продвигались крайне плохо, иначе он бы не покинул дом. Жену свою, Анастасию Ильиничну, он оставил на попечение Каратаевского дворянского приюта в Нижнем Новгороде. Пять дней пути на лайнере… Если бы не катастрофа, кому бы запомнился скромный кассир «при деле»?

Во время трагедии Жадовский вел себя спокойно и мужественно. На обреченном корабле он остался сознательно, хотя по должности ему полагалось спасать ящик с деньгами и документами. Для него даже было зарезервировано место в шлюпке, однако кассу и документы он передал боцману, а сам бросился спасать женщин и детей. Последние, кто покидал корабль, видели его стоящим у поручней с трубкой в руках. Он стоял и курил.

Один из сыновей Жадовского жил в Петербурге. Однажды на его имя пришел пакет из Франции. Некая Жозефина де ля Тур сообщала о последних минутах жизни его отца. Она была обязана ему своим спасением, так как Жадовский уступил ей свое место в шлюпке и в последний момент вложил в руку женщины записку с адресом.

Спустя несколько лет после гибели «Титаника» в Потомакском парке в Вашингтоне открылся памятник жертвам трагедии. В списке погибших значится и имя Жадовского.

В архиве Нижегородской области нашелся еще один небольшой след: Жадовские имели маленькое имение в Присурье, но, по всей вероятности, оно почти не приносило дохода. На момент гибели Михаила Михайловича его старшему сыну было 29 лет, младшему — 19. Вполне возможно, что сегодня могут отыскаться правнуки или правнучки Михаила Жадовского, и мы узнаем больше о жизни этого благородного человека, для которого честь была превыше всего.

www.annews.ru

*