Самый большой «заповедник джипопотамов» расположен, как известно, в Америке. Их там любят, холят и лелеют. На них там ездят не только «крутые», а все, кому не лень — от домохозяек до рэпперов. Cadillac Escalade, Lincoln Navigator, Toyota Sequoia, Infiniti QX56 — всех не перечислить, и все востребованы, несмотря на причитания о дороговизне бензина. Как, несомненно, будет востребован и самый большой Mercedes.

В России гигантов тоже уважают, и здесь они, пожалуй, даже нужней, учитывая дороги и расстояния. Причины, по которым наша страна пока не превратилась для них в такой же «заповедник», очевидны: скромные доходы и дороговизна товара, по сравнению с заокеанскими зарплатами и ценниками на новые авто. Но даже тех нескольких процентов населения, которым честно или бесчестно удалось разбогатеть, достаточно, чтобы GL и у нас не чувствовал себя обделенным вниманием. Потому что, во-первых, это «Мерс». Во-вторых, аналогов модели на нашем рынке пока не много. А в третьих (и в главных), по совокупности качеств он стоит особняком. Одни могут ездить очень быстро и радовать управляемостью, другие способны месить грязь не хуже армейских вездеходов, третьи обладают не подвеской, а периной, гарантируя комфорт. Но чтобы все эти свойства, причем в оптимальной, как мне показалось, пропорции были совмещены в одном огромном автомобиле, это редкость. Одновременно для меня как-то сам собой отпал вопрос — зачем компании понадобилось параллельно выпускать машины ML-, R- и G-классов. Они совсем не одинаковые, и рассчитаны, если разобраться, на разные аудитории.

Над толпой

Признаюсь вам, читатель, что женщин я понимаю хуже, чем машины. Вот подвожу на Mercedes GL450 сотрудницу редакции, чей автомобиль застрял на сервисе, и первое, что слышу:

— Будь моя воля, я бы запретила использование таких машин в Москве…

— Вам неудобно, или вы чего-то опасаетесь?

— Что вы, мне — прекрасно! И чувствую я себя, как в танке — шикарном танке! Все вокруг — как букашки. Но ведь он огромный, занимает слишком много места на дороге, его другие водители пугаются.

Ну, что на это скажешь? Что наших водителей вообще-то трудно испугать, а для начала из города следует (и давно!) убрать грузовики? Но дело-то — по глазам вижу — вовсе не в том, сколько места занимает GL. Возможно, ей просто жаль, что подвозить ее каждый день на таком автомобиле пока некому. Или она сочувствует тем, кто лишен удовольствия перемещаться в таких условиях. Ведь автомобиль, как тут же выяснилось, «просто покорил уютом, чувством защищенности и плавностью хода». Хорошо сформулировала, как по писанному. Чего ж еще — наслаждайся! Или надо, чтобы «не на час, а навсегда»? Эх, женщины…

Меня, как водителя, габариты вовсе не смущали. За ситуацией на дороге из такого автомобиля следить проще, чем из обычной легковушки: вы высоко, вам все видно «заранее», огромные лопухи боковых зеркал почти не имеют «мертвой зоны». А истинные размеры ощущаешь как-то сразу, и даже в плотном городском потоке чувствуешь себя более чем уверенно. И опасаться лихачей не надо — это пусть они уворачиваются. Только не стоит слишком часто смотреть в салонное зеркало заднего вида — с непривычки может показаться, что корма «отстает», уж очень она далеко.

Главное же заключается в том, что огромный семиместный автомобиль способен вести себя с проворством дикой кошки. Он управляется, можно сказать, безукоризненно, рулевое имеет оптимальные настройки, позволяющие практически в любой ситуации держать GL под полным контролем. Баранка, разумеется, не «острая», как на спорткарах — такая ему просто ни к чему, но она дает водителю все же достаточно информации. А как выворачиваются колеса — их можно поставить чуть не перпендикулярно кузову! В моем тесном гаражном кооперативе при заезде в бокс — бесценное качество.

А что касается «пугающего вида» — это только к лучшему, целее будете. Но надо уточнить, что насторожить GL может не тем, что страшен, а тем, что солиден и подобает серьезным людям. Возможно, я бы и не назвал его слишком красивым, но ни за что не откажу ему во внешней привлекательности и именно в солидности. Пожалуй, мне даже по душе весьма неожиданное для машины такого «ранга» сочетание «веселых» выштамповок на капоте, рельефных боковин и хромированных ободков. Передние фары, напомнившие мне о «шестисотом» предыдущего поколения смотрятся на GL вполне уместно. Как и блестящие пороги, и металл над задним бампером — он тут словно для того, чтобы махина «не кончалась вдруг», как слон без хвоста. Нет, в определенной элегантности самому большому Mercedes не откажешь.

Вместе с тем, надо признать, что стоит забраться в салон и проехать с десяток километров, как все рассуждения об экстерьере кажутся досужими. GL дарит ощущение бесконечного уюта, причем уюта не городской квартиры, а хорошего загородного дома. В нем много места, много воздуха, много света. В крыше, кстати, не один, а два люка, чтобы и пассажиры третьего ряда чувствовали себя наилучшим образом. Хотя они и без того не стеснены — расстояние до второго ряда составляет 815 мм, а пространство над головой — 979 мм. А если третий ряд (в нем два полноценных сиденья) не нужен, надо просто нажать специальную кнопку, и на его месте образуется ровный пол. Если в семиместном варианте собственно багажный отсек невелик — около двухсот литров по объему, то в пятиместном его объем составляет уже 1240 л. Но его можно довести и до 2300 л. Чтобы уж закончить про блага для пассажиров, скажу, что в тестовом автомобиле был DVD-проигрыватель, экраны размещены в подголовниках передних сидений. Не могу не упомянуть и о полюбившейся мне музыкальной системе harman/kardon.

Водительское место, с моей точки зрения — воплощение комфорта. Хотя я бы лично, честно говоря, еще улучшил его, заказав мультиконтурные передние сиденья, с поддувом боковин в поворотах и функцией массажа — наслаждаться ездой, так по полной программе! Но и без этого эргономика — выше всяких похвал. Во-первых, практически все знакомо по другим моделям Mercedes, в частности, по S-классу. Разве что на центральной консоли появился дополнительный блок с двумя круглыми и крупными регуляторами. Левый заведует уровнем кузова — его можно опустить или поднять аж до 307 мм над землей, что позволит, допустим, преодолеть 600-миллиметровый брод. Правый кругляш позволяет выбрать режим работы трансмиссии. Между ними — кнопки систем помощи при спуске или подъеме в гору.

Несколько слов об отделочных материалах. Само собой, они качественные и подгонка деталей декора безупречна. Мне очень понравилось, что передняя панель обтянута отличной кожей, как и руль, и боковины дверей. Пришлись по душе и вставки из светлого «необработанного» дерева — они привносят в интерьер особое ощущение домашности, что ли. Но удивил пластик на тех же дверях: он жестковат, слишком прост по фактуре, явно не из дорогих и выбивается из общего стиля салона.

Однако в Mercedes GL можно не только жить, но и ехать.

Просто выберите путь

Прежде всего: на европейский рынок, включая российский, автомобили GL поставляются только с внедорожным пакетом Offroad-Pro, о котором «АИ» не так давно рассказывали в материале об ML. Пакет этот существенно расширяет возможности использования машины. В него входят 2-ступенчатая раздаточная коробка с понижающей передачей и 100-процентными блокировками межосевого дифференциала и дифференциала задней оси. И подвеска AIRMATIC, как утверждается, специально настроена для сурового бездорожья. В общем, серьезный потенциал. Мне не пришлось его как следует испытать, да и погода стояла не та, но даже по первому впечатлению с трудом представляю себе дыру, в которую GL не смог бы забраться. Да, в конце концов, не легче представить себе и владельца роскошного внедорожника, который полезет штурмовать болотину.

Пока доподлинно не знаю, как поведет себя GL в грязи или на снегу — думаю, что адекватно, но на асфальте он хорош. О рулевом управлении я уже сказал, но мне пришлось по душе и все остальное. В первую очередь — мотор. Познакомившись с ним накоротке, я пришел к выводу, что, пожалуй, и не стал бы доплачивать за «пятисотый». Трехсот сорока сил и момента в 460 Нм, доступного едва не с самых «низов», вполне достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать. Разгон до «сотни» за семь с небольшим секунд на такой махине — это, поверьте, впечатляет. Причем двигатель охотно «раскручивается» благодаря отличному алгоритму 7-ступенчатой АКП 7G-Tronic, будто угадывающей желания водителя. На высоких оборотах его сытый рык проникает в салон, усиливая удовольствие от вождения.

Скорость? Она почти не чувствуется. Правда, при слишком быстрой езде, да еще на незагруженной машине, время от времени приходится «ловить» GL, подруливая, чтобы убедиться — автомобиль пока едет, а не летит. Особенно когда ветер дует вбок. Но все равно, этот Mercedes утюжит трассу с фирменной уверенностью. И никаких претензий к пневмоподвеске, по моему мнению, быть не может. К тому же всегда есть возможность выбрать спортивный режим, в этом случае вы как бы обретаете дополнительную свободу действий, и, скажем, повороты можно проходить довольно лихо. Хотя крены кузова полностью, разумеется, не исчезают, да и система ESP всегда начеку и чрезмерных шалостей водителю не позволит. Отключить ее нельзя — безопасность превыше всего! К слову, впервые на автомобили такого класса в качестве опции предлагается превентивная система защиты пассажиров PRE-SAFE.

Активному характеру GL способствует и 4Matic — система постоянного полного привода. Распределение мощности между передней и задней осью — 45/55. В случае пробуксовки свободный центральный дифференциал направляет большую часть момента на колесо, имеющее лучшее сцепление с дорогой. К тому же 4Matic работает в тесной кооперации с той же ESP, которая может подтормаживать буксующее колесо. Попробуем, конечно, эту систему зимой, но пока у меня не возникло ни единого повода в ней разочароваться. Иной раз в дождь, при входе в крутой поворот на приличной скорости в недрах трансмиссии что-то поскрипывало, но автомобиль вел себя вполне предсказуемо. Демонстрируя скорее избыточную поворачиваемость, но ни за что не желая уйти в занос. Впрочем, пару-тройку раз я все же добивался, чтобы по подачу газа корма чуть виляла в нужном направлении, и машина заныривала в вираж. Приятное ощущение!

Контингент

С американцами все понятно, у них любовь к огромным «джипам» в крови. А кто может стать покупателем Mercedes GL в России? Ясно, что обеспеченные люди. И также ясно, что, в первую очередь — те, для кого ML маловат, R-класс не подходит, потому что лишен внедорожных качеств, а знаменитый G-ваген слишком «стар и брутален». Владельцем GL вполне может оказаться, допустим, глава многодетной семьи, живущей в Подмосковье. Но еще вероятнее, что его обладателями станут нефтяники, которым, кажется, именно такой автомобиль и нужен — большой и мощный, способный преодолеть зимник и даже тащить за собой 3,5-тонный прицеп. А, главное, обеспечивающий изумительный комфорт в любое время года.

Осталось сказать, что на российском рынке цены на Mercedes GL450 стартуют с отметки в 92 400 евро, на GL500 — в 105 900.

Олег Осипов

Фото Андрея Осипова и Mercedes

Автоизвестия

***