– Михаил Вадимович, почему, на ваш взгляд, в СМИ появляется все меньше и меньше критики в адрес президента и правительства?

– По ощущениям сегодняшнего дня я не могу сказать, что так уж мало критики, но, извините за философский подход, мне кажется, что это такая общая тенденция во всем мире. В моде концепция сильного государства, сильного президента, сильного правительства, которые борются со злом. Эти настроения мы наблюдаем в Америке, Европе, где угодно. И опять-таки – во всех странах так или иначе СМИ начинают под это подстраиваться. А вот те СМИ, которые начинают говорить, что власти не так-то уж хорошо борются со злом, которое иногда вовсе и не зло, имеют проблемы.

Однако ведь не во всех странах есть два государственных телеканала…

– Это верно. Конечно, стратегически их число должно уменьшаться, и, кстати, это касается не только телевидения, но и радио. Но процесс приватизации должен происходить параллельно процессу акционирования и приватизации остальных сфер нашей жизни. Я думаю, что это дело недалекого будущего. Но не готов сказать, какого конкретно года – 2004, 2005 или 2006-го.

Как вы оцениваете прошедшие президентские выборы, где одному кандидату было уделено значительно больше времени, чем другим?

– На прошедших выборах много было всего. Если посмотреть на частоту присутствия, скажем, Ирины Хакамады или Николая Харитонова, то я не думаю, что это было гораздо меньше, чем появления на экране Владимира Путина. Это мое частное мнение.

Госканалы не показывали 29 минут в прямом эфире встречу с доверенными лицами той же Хакамады, как поступили в отношении Путина.

– Я думаю, что эфир одной «Свободы слова» на НТВ (а Ирина там была регулярно), который идет больше часа, по хронометражу перекрывает эти 29 минут. Вопрос в другом, как мне кажется, – сплошь и рядом я вижу готовность вновь созданных творческих коллективов идти по пути наименьшего сопротивления, не желая возиться с информационным вещанием. Появляются облегченные коммерческие варианты телевидения, газет, радио. К примеру, мы проводили конкурсы на радиочастоты в регионах. Там мало кто выходит с концепциями типа «Эха Москвы». Пришли пять потенциальных радиовещателей. У одного – радио «Шансон», у другого – «Русское радио», у третьего – «Русское радио-2», у четвертого – «Радио на семи холмах», а у пятого – радио «Попса». Невозможно же всех пятерых вещателей отправить назад и сказать: нет, ребята, вы приходите к нам с концепциями «Эха Москвы», детского вещания, каких-то благородных идей. Выбираем из того, что есть. И, к сожалению, формируя тем самым подобный радиорынок в регионах.

Что с лицензиями?

– Давайте дождемся решения правительства. Я думаю, оно появится в конце этой недели.

Ваш прогноз – оставят за агентством лицензирование?

– Не знаю. Поэтому надеюсь на лучшее. Марк Твен как-то сказал, что нет ничего хуже зрелища молодого пессимиста. Потом подумал и добавил: за исключением зрелища старого оптимиста.

Сергей Варшавчик

Независимая Газета

# 58 (3173) 24 марта 2004 г.

Независимая Газета

*