Путин вступил в Российскую партию жизни. Правда, не тот, который президент, а его двоюродный брат Игорь. И не в руководящий партийный состав, а в региональную, хотя и не из последних, ячейку. Однако событие это, будучи последним по времени в цепочке аналогичных, стало знаковым: оно зафиксировало появление на отечественной политической сцене нового сильного игрока, еще до своего официального рождения – объединительный съезд РПЖ, Партии пенсионеров и «Родины» состоится через неделю, – серьезно поколебавшего позиции главного политического монополиста – «Единой России».

Выхухоль показала зубы

Уверенное выступление «актуальных левых» на недавних выборах свидетельствует о том, что проект «второй ноги» оказался вполне жизнеспособным и двухпартийная система постепенно обретает реальные черты. Подводя итоги кампании, лидер РПЖ Сергей Миронов с удовлетворением заявил: «Политическая монополия партии власти нарушена».

Напомним: первым признаком взросления трехпартийного союза стала мгновенная и яростная, явно не по рангу, критика его оппонентов. Характерно, что мягкоиронический тезис по поводу особо опекаемых Мироновым выхухолей заменила тогда грубая фраза о союзе «партии водки» с «партией селедки», прозвучавшая из уст лидера ЕР Бориса Грызлова.

Двухпартийная система, казавшаяся (и не только казавшаяся) искусственной в силу своего происхождения, неожиданно дала бурные ростки в регионах. Выход на политическую арену конкурента «Единой России», заручившейся поддержкой Кремля, мгновенно породил брожение среди местных элит. РПЖ и пенсионеры 8 октября показали более чем неплохие результаты, а в Туве до сих пор единороссы с недоверием пересчитывают голоса, отданные жителями Кызыла в поддержку победившего жизненца. В республике новая расстановка сил продемонстрирована была в наиболее чистом виде: 7-процентный барьер там преодолели только две структуры – ЕР и РПЖ. Здесь накануне выборов часть единороссов, оппозиционно настроенных по отношению к председателю правительства республики Шериг-оолу Ооржаку, перешла в Российскую партию жизни. В результате РПЖ набрала 32,41% голосов, лишь немного уступив «Единой России» (46,7%).

Не менее успешными для «актуальных левых» оказались выборы в Свердловской области, где удачно выступила Партия пенсионеров, заработавшая 18,75% голосов. Жизненцы, увязшие в предвыборных скандалах, показали более скромный результат – 11,51%. Однако в сумме «вторая нога» проиграла «Единой России» только 10% голосов избирателей.

Левый марш

Только в тех регионах, где единороссы сумели сплотить свои ряды, «второй ноге» не удалось добиться высоких показателей. Забыв о разногласиях, губернатор Липецкой области Олег Королев, председатель областного Совета депутатов Павел Путилин и мэр Липецка Михаил Гулевский вышли на выборы одной командой и сумели добиться одного из самых высоких результатов, набрав 51,7% голосов. В то же время выступление РПЖ, чей список возглавил лично Сергей Миронов, нельзя назвать выдающимся. Несмотря на поддержку президента Владимира Путина, мироновцы набрали лишь 12,5%. Ситуацию несколько выправила Партия пенсионеров, заработавшая 11,16% голосов.

Сегодня главная интрига состоит в том, насколько далеко готов зайти Кремль в своей поддержке процесса становления двухпартийной системы. Пока для региональных лидеров по-прежнему существует только одна партия власти. Однако не лишено вероятности, что в самом скором времени ряды новой объединенной партии, которую возглавит Сергей Миронов, пополнят мэры крупных российских городов и даже губернаторы. Если Партии жизни удастся привлечь на свою сторону глав городских и областных администраций, это приведет к настоящей перезагрузке региональных элит. Первыми восприняли недвусмысленные сигналы, исходящие из федерального Центра, в Чечне. На днях волевым решением руководства республики в Чечне было образовано отделение Российской партии жизни.

Жизнеспособности складывающейся системе добавляет явное стремление Кремля не только способствовать перетеканию в «Союз доверия…» левого электората, но и стать арбитром в поединке двух партий.

Ловушка для левых

В процессе «раздвоения» региональных элит есть положительный момент, который может оказаться на руку единороссам. Партийное руководство не раз было вынуждено констатировать, что многие региональные отделения действуют неэффективно в силу внутренних противоречий. Теперь, с появлением реального конкурента партии власти, многие политики, которых силком загоняли в «Единую Россию», получат шанс для продвижения своих интересов в рядах «актуальных левых». А то обстоятельство, что «Союз доверия…» – партия тоже пропрезидентская, позволяет ей вовлекать в свои ряды значительные силы местных элит, оказавшихся за бортом ЕР в силу возраста или несовпадения интересов с конкурентами. В Курской области, приводит пример заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин, есть молодой предприниматель, который вошел в Партию жизни после того, как проиграл выборы в 2003 году начальнику местного УВД.

В РПЖ отмечают и тревожную тенденцию. По словам заместителя председателя РПЖ Николая Левичева, «региональные власти правдами и неправдами» пытаются оказать давление на его соратников: «Они пробуют предложить свою кандидатуру на руководство объединенным региональным отделением либо на конференции по крайней мере в одной из трех партий поменять руководство и делегировать своего ставленника в новую партию через одну из существующих трех структур». Примерно такая ситуация, замечает Левичев, отмечается сейчас в Волгограде и в Башкирии. Другой подводный камень на пути «Союза доверия…» – попытка местных бизнес-структур использовать процесс партстроительства в своих интересах. По словам партийца, бизнесмены «тоже предлагают себя в руководство региональными отделениями или ищут людей, способных их предложить. Говорят: я финансировал Партию пенсионеров, «Родину», а теперь и сам готов это все возглавить».

Главная схватка предстоит конкурентам через год, с генеральной репетицией на мартовских выборах. Будто спохватившись, «Единая Россия» на днях обрушилась на соперника с новой порцией уничижительной критики, прозвучавшей на брифинге Олега Морозова. Однако, чем яростнее сражаются единороссы с противником, тем меньше он напоминает ветряную мельницу. Между тем главная опасность подстерегает актуальных левых на другой площадке. Накануне выборов им придется сразиться за голоса избирателей – и здесь окажется, что особой разницы в партийных платформах двух структур граждане не обнаружат.

19.10.2006

Александра Самарина, Игорь Романов

Независимая газета

*