Выдающемуся русскому актеру Евгению Евстигнееву 9 октября исполнилось бы 80 лет. Однако некоторые его земляки, а родился Евстигнеев в Нижнем Новгороде, своеобразно отметили эту дату. Чугунное изображение артиста, установленное у входа в нижегородский драмтеатр, накануне круглой даты в третий раз за месяц было обезображено вандалами. Скульптуру Евстигнеева разукрасили во все цвета радуги. А на лавочке, на которой сидит актер, появилась «поздравительная» надпись: «Привет, Женька!».

Нижегородцы по-разному относятся к памятнику своему земляку. Фото: ИТАР-ТАСС. НИКОЛАЙ МОШКОВ

Выпускник Горьковского театрального училища Евстигнеев в свое время не сумел сделать карьеры в родном городе. История о том, как директор Горьковского театрального училища Лебский в 1947 году пришел в кинотеатр, где увидел «странного парня, сидящего за ударными инструментами и вытворяющего с барабанными палочками нечто невообразимое», давно стала легендой. «Хотите быть драматическим актером?» – поинтересовался Лебский. «Не знаю, а зачем?» – простодушно ответил самодеятельный музыкант.

Через пару месяцев 20-летний слесарь завода «Красная Этна» Евстигнеев стал студентом Горьковского театрального училища. Проживал Евгений на тогдашней окраине Горького – в поселке Володарского. Рос без отца. А после отъезда из родного города на протяжении почти сорока лет Евгений Александрович приезжал в небольшой деревянный домик к матери. В поселке Володарского мало что изменилось с тех пор. Его обитатели даже не подозревают, что здесь прошли детские и юношеские годы великого артиста.

По словам однокурсницы Евгения Александровича Ольги Треймут, устроиться на работу в родном городе «помешала характерная Женина внешность – он всегда выглядел старообразным и лысоватым». Будущий триумфатор столичных подмостков уехал во Владимир, там он три года работал в местном драмтеатре. При этом регулярно ездил на «Мосфильм» – фотографироваться для студийной картотеки, где ему присвоили «типаж» – «деревенщина». И только в возрасте 27 лет Евстигнеева взяли на третий курс школы-студии МХАТ.

В начале сентября на скамейке перед драмтеатром имени Горького появилось его чугунное изображение. Одним оно нравится, другие же безоговорочно отвергают подобную память о Евстигнееве. «Мрачный взгляд не был типичен для такой светлой личности, как Евгений Александрович. И вообще, стоило ли помещать его у театра, в который его в свое время не взяли?» – задается риторическим вопросом сын первого директора театрального училища Юрий Лебский. «Меня смущает панибратство в отношении Евстигнеева, пусть и чугунного: он – великий актер, а мы его по плечику!» – возмущается актер Самарского театра драмы, гастролирующего в Нижнем, Александр Амелин. Однако панибратство – еще полбеды. Чугунный Евстигнеев не просидел на лавочке и недели, как ему «подновили» голубой краской «бабочку» на шее. Накануне круглой даты над скульптурой поиздевались основательно: выкрасили голову и лицо в оранжевый цвет, а на спине нарисовали непотребные рисунки.

«У нас уже не хватает растворителя отмывать Евстигнеева», – пожаловались «Новым Известиям» в администрации Нижегородского района. При этом в администрации убеждены, что издевательства над чугунным изображением великого актера будут продолжаться и впредь.

СЕРГЕЙ АНИСИМОВ, Нижний Новгород

09.10.06

понедельник

Новые Известия

***