Вчера в агентстве ИТАР-ТАСС состоялось официальное представление нового министра культуры Александра Соколова. Подозрения о том, что отечественную культуру ждут большие перемены, после него подтвердились. С комментарием – АЛЬВИНА Ъ-ХАРЧЕНКО.

Предполагалось, что первая встреча с общественностью только что вернувшегося из Японии министра культуры будет проходить под присмотром Михаила Фрадкова. Но премьер-министр на Никитской улице так и не появился, и Александру Соколову со своим первым заместителем Леонидом Надировым и главами федеральных агентств Михаилом Швыдким, Михаилом Сеславинским и Владимиром Козловым пришлось справляться своими силами.

       Формат мероприятия был задан почти сразу же после его начала: по словам господина Соколова, это не пресс-конференция в свободной форме, где желающие получат шанс выяснить его личные взгляды и пристрастия, а «первая рабочая встреча». Впрочем, несмотря на деловой настрой, не лишенная и некоторого проявления эмоций. Оглядев присутствующих в актовом зале ИТАР-ТАСС, Александр Соколов как бы невзначай заметил, что «с удовольствием видит» лица важнейших деятелей отечественной культуры (в их рядах вчера оказались Геннадий Хазанов, Олег Табаков, Мстислав Запашный, Александр Калягин, Сергей Соловьев и другие), людей, с которыми теперь ему придется плотно сотрудничать, «а также прессу». Без особого удовольствия, а лишь по производственной необходимости, пронеслось в голове у напрягшихся корреспондентов, но министр культуры договаривать фразу тактично не стал и перешел к обсуждению рабочих моментов.

       После сообщения господина Соколова о том, что на время переходного периода полномочия между ним и его первым заместителем будут разделены (господин Надиров займется вопросами печати, межнациональных отношений и массовых коммуникаций), последовало заверение в том, что деятельность Министерства культуры отныне будет «абсолютно открытой». Общий принцип взаимодействия Минкульта и окружающей среды был изложен в присущей новому министру энергично-неопределенной манере: «Мы намерены обеспечить доступ не только к результату деятельности министерства, но и к продвижению работы мысли»,– заявил Александр Соколов. Понять, что могла бы означать столь загадочная формулировка, само по себе было серьезной мыслительной работой для собравшихся, но задумываться об этом было особо некогда – слишком важные вопросы были затронуты в ходе дальнейшей дискуссии, чтобы отвлекаться на придирки к определениям.

       Накаляться атмосфера первой рабочей встречи министра культуры с деятелями искусств стала после того, как слово попросил юморист Геннадий Хазанов. В своем вполне артистичном выступлении знаменитый автор развлекательных программ призвал Минкульт к решительным действиям в отношении к «беспределам бескультурья» и по отношению к сети развлекательных программ (где его в последнее время почти не показывают). От них перешли к телевидению вообще, а оттуда и к журналистике. Профессор консерватории Вера Горностаева оказалась возмущена «беспределом и вседозволенностью», царящими в отечественных СМИ, и в особенности блестящим музыкальным критиком Петром Поспеловым. В отличие от Геннадия Хазанова, госпожа Горностаева предлагала принять не абстрактные, а куда более конкретные меры по обузданию, например собирать главных редакторов. Картина главных редакторов центральных газет, которым профессор Горностаева читает лекции о классической музыкальной культуре, необыкновенно вдохновляла.

       Как выяснилось, выступление профессора было своеобразным роялем в кустах – Александр Соколов только и ждал случая высказать свой гнев на ту же тему. Сам он, правда, пока не очень в теме, потому что «мало смотрел телевизор», но планирует скоро исправиться, чтобы «разобраться, что это такое». Один момент он, правда, уже заметил – рекламу. По мнению Александра Соколова, она требует первоочередного вмешательства. Настоящее негодование охватывает министра культуры во время рекламных пауз. Прерывание фильма, «который является произведением искусства», господин Соколов назвал «кощунством» и «вторжением инфекции», так что в ближайшее время с этим, видимо, завяжут, несмотря на все финансовые убытки.

       Главная же боль нового министра культуры – это освещение культурных событий в отечественных СМИ, искажения и поспешные суждения, которые допускают в своих статьях халатные авторы. Правда, средства борьбы с этим злом министр нашел не в своем ведомстве, а в Минобразования: нужно готовить соответствующие кадры. В порыве заботы министра культуры о качестве статей в творческих вузах в ближайшее время будут созданы специальные курсы, пройдя которые, по мнению Александра Соколова, журналисты получат «моральное право давать оценку художникам». Вопрос о том, как будет поставлена работа по смене существующих в газетах критиков на соответствующие кадры, остался пока открытым.

Газета «КоммерсантЪ» №51(2890) от 23.03.04

Фото: ПАВЛА СМЕРТИНА

"КоммерсантЪ"

*