Этот день отмечается во всем мире 4 октября.

Сколько радости и счастливых минут дарят нам наши домашние любимцы. И дикие животные, несмотря на свой часто устрашающий вид и нрав не перестают удивлять нас своим разнообразием и восхищать повадками и приспособленностью к жизни. И все они нуждаются в нашей защите, заботе, любви…

Решение о праздновании 4 октября Международного дня защиты животных было принято в 1931 году на Международном конгрессе сторонников движения в защиту природы, проходившем во Флоренции. Общества защиты животных многих стран мира заявили о своей готовности ежегодно отмечать эту дату и организовывать разнообразные массовые мероприятия. Во многих западноевропейских странах считается, что домашние животные — это часть семьи, и они имеют такие же права, как и другие её члены: свои праздники, медицинское обслуживание, хорошую еду. 4 октября было выбрано не случайно, это день ангела и смерти святого Франциска Ассизского, родившегося более 800 лет назад.

Святой Франциск Ассизский

Святой Франциск Ассизский (1182-1226) родился в богатой семье в небольшом городишке Ассизи а Италии. Он являлся основателем Францисканского ордена монахов римско-католической церкви. Канонизирован в 1228 году. Одним из первых не только в христианстве, но и западной культурной традиции стал подчеркивать духовное равноправие с природой, проповедовал любовь и сострадание ко всему живому, пытался заменить идею о безграничности владычества человека на идею равенства всех живых созданий, включая человека. В 1979 году Папа Иоанн Павел II официально назвал святого Франциска Ассизского патроном экологов. Однако в странах СНГ идеи святого не известны.

Святой видел всю природу как отражение своего создателя и именовал зверей, птиц, лупу, звезды, воду своими «братьями» и «сестрами». Только землю он называл сестрой-матерью. Ко всем существам он обращался, как к своим близким родственникам. Родство ценно своей связью, но не менее ценен в нем элемент индивидуальности. Как следует обращаться с братом или сестрой? — Их не следует эксплуатировать, их надо любить и уважать из-за родственной связи. Расширение этой концепции до включения всего сущего и стало проявлением гениальности святого. Его забота о животных привела его к тому, что он не убивал их, хотя и строгим вегетарианцем не являлся. Он выступал в защиту зверей в неволе, заботился о них или освобождал. Святой спас несколько диких голубей, которых несли на базар. Святой Франциск восклицал: «Если бы я только мог предстать перед императором, я бы умолял его, ради любви к Богу и ко мне издать указ запрещающий ловить и лишать свободы моих сестер-жаворонков». Сокол добровольно служил ему как будильник. Он уважал и неживую природу: старался не наступать на воду и почитал скалы. Он расширил концепцию сообщности до каждого природного создания. Он заставил людей кормить волка взяв с него клятву не красть овец. Он просил императора издать указ о праздничном кормлении домашних ослов и быков накануне Рождества.

За семь веков до А. Швейцера, св. Франциск убирал червяков с дороги, где они могли быть раздавлены. Франциск в любой жизненной форме видел элемент святости. Созерцая цветок, он ощущал мистический экстаз. Он просил садовников оставлять в садах место для диких трав, дабы «красота цветов могла возвещать о возможностях отца всех существ» (Hughes, 1996), создав своего рода прообразы заказников для дикой природы.

Он верил, что природа сама по себе имеет значение, потому что создана Богом и не зависит от ценности, придаваемой ей человеком. Таким образом, он предвосхитил краеугольную идею экологической этики о внутренней ценности дикой природы, разрабатываемой современными экофилософами.

По мнению святого, отношения человека с природой должны носить характер взаимозависимости. Природа значима не благодаря своей пользе для людей, но и благодаря многочисленным формам выражения благожелательного присутствия Бога (Hughes, 1996).

Франциск Ассизский подчеркивал присутствие Бога в разнообразии существ и желании того, чтобы люди радовались этому разнообразию и прославляли Бога за это. Его набожность не превращала множественность в единство, но прославляла Бога в каждом созданном существе и восхищалась их индивидуальностью.

Он считал, что восхваление должно выражаться действиями, согласующимися с уважением к созданному разнообразию, а не просто соблюдением строгого правила воздержания от причинения вреда живому. Также, по мнению святого, со всеми живыми созданиями следует обращаться как можно более мягче.

Новшеством Франциска стало его проповедование напрямую животным и растениям. Он читал Библию птицам, цветам и рыбам. Франциск полагал, что не существа должны служить человеку, а человек существам. В этом он стал еще радикальнее джайнистов.

Святой настаивал на изначальном добре и считал животных одной семьей с людьми. Все творения, по его мнению, хороши, в них он видел Бога.

Франциску Ассизскому было понятно чувство равенства творений Божьих, чувство одинакового достоинства всех и вся, космического родства, которое вдохновило его написать знаменитый гимн:

Восхваляем Ты, мой Господь,

и за сестру луну и звезды,

которые на небе ты сотворил яркими,

драгоценными и прекрасными.

Восхваляем Ты, мой Господь,

за брата ветра и за воздух, и облака,

и ясность, и всякую погоду…

Восхваляем Ты, мой Господь, за сестру воду,

которая полезна весьма и доступна, и ценна, и чиста,

Восхваляем Ты, мой Господь,

за сестру нашу мать землю,

которая нас поддерживает и направляет,

и производит различные плоды

с яркими цветами и травой…

Франциск Ассизский умер в нищете. Говорят, что в момент его смерти стая жаворонков взлетела, чтобы сопровождать святого на небо.

Американский историк Линн Уайт-младшая справедливо назвала святого Франциска Ассизского «величайшим радикалом в христианской истории после Христа» (Уайт-мл., 1990). Действительно непонятно, как за свою «ересь» он не кончил костром — ведь жил и проповедовал свои эколого-этические идеи в средние века! Недаром однажды его чуть было не выгнали из церкви. В дальнейшем настоятели францисканского ордена отказались от большинства учений его основателя, и только в середине 1960-х годов, после большого Второго Ватиканского Совета Римской католической церкви, ордену францисканцев было наказано «вернуться» к своим первоистокам. С этого времени Францисканцы стали принимать самое деятельное участие в охране природы.

Таким образом, святой Франциск опять вернулся к нам — возможно еще вовремя.

Использована информация с сайтов: «Музеи России» , «Альянс за права животных».

*