Михаил Шурыгин: Мадонна сделала нас опытнее

Совместно с американскими продюсерами организатором московского концерта Мадонны, самого заметного и самого скандального музыкального события последнего времени, выступала петербургская компания NCA. Сейчас, когда вызванные концертом страсти улеглись, президент NCA Михаил Шурыгин согласился откровенно побеседовать об этом концерте.

P>– Михаил Аркадьевич, трудно ли было работать c Мадонной?

— Мадонна, как и подобает артистке подобного уровня, во время гастролей человек закрытый. Отсутствие общения с прессой, желания широких выходов в публику – это нормальная черта. Не стоит болезненно воспринимать подобное поведение звезд, у них так принято. Пресс-конференции, многочисленные интервью, поездки в клубы, закрытые мероприятия не свойственны артистам мирового уровня. Поэтому все, что она сделала, – это посетила фотовыставку Стивена Кляйна, попыталась выйти из автомобиля, чтобы пройтись по Красной площади (правда, была мгновенно замечена фанатами и вынуждена была «отступить»), и посетила детский дом – на этом «активность» Мадонны в городе закончилась.

— Наверняка, тем не менее, многие «большие» люди пытались с ней пообщаться?

— Да, были предложения, преимущественно коммерческие и преимущественно от олигархов – пообедать, поужинать. Были предложения от большого количества казино, ресторанов, клубов о проведении мероприятий с её участием. К сожалению или к счастью, она полностью пресекла подобные возможности.

— А ваши собственные впечатления от концерта – это все-таки был положительный опыт?

— Да, мы оцениваем это исключительно как положительный опыт. Это единственный случай, когда мероприятие такого уровня и в такие сжатые сроки в Москве сумели провести две сторонние организации. В данном случае мы говорим о компании Live Nation, крупнейшей концертной организации в мире, и о нас. К сожалению, московская история полна прецедентами, когда даже московские организаторы в силу внутренней конкуренции, амбиций и противостояний не могли провести крупные концерты. Одним из последних печальных прецедентов был концерт Эрика Клэптона. В ситуации, сложившейся вокруг концерта Мадонны, несмотря на организационные сложности, концерт состоялся и прошел на высоком уровне.

— А почему тогда столько негатива в прессе, почему отчеты с концерта начинаются не с того, что там было 50 тысяч человек, а с того, что не было аншлага? Откуда весь этот отрицательный фон?

— Тут очень много субъективных факторов. Давайте разложим все по полочкам. Часть людей осознала, что не может попасть на концерт, потому что билеты на Воробьевы горы действительно были распроданы за несколько дней. С этого момента начались недовольные высказывания – начиная от простой общественности и заканчивая журналистами, политиками, бизнесменами. Единственным вариантом разрядки напряжения мог бы стать второй концерт. Это сняло бы часть проблем. Журналисты в данной ситуации тоже разделились на разные категории. Те, кто черпал информацию у нас и доподлинно знал, что происходит с этим концертом. Те, кто не хотел эту информацию получать и делал выводы самостоятельно о том, что они видят. И те, кто был ангажирован, и эта категория, к сожалению, достаточно велика. Хотя причиной споров вокруг концерта во многом был образ самой артистки. Тот, кто хочет что-то написать или рассказать о Мадонне, уже заранее настроен на скандал. Честно говоря, я думаю, что даже если бы концерт изначально проходил в Лужниках и у нас было полгода на подготовку, все равно без скандалов бы не обошлось. Ну а с переносом места проведения за три недели, с изменением посадочных мест, сменой билетов, диким черным пиаром, который на данный момент уже активно работал — чему тут удивляться?

— Черный пиар, ангажированные журналисты… кем, зачем, откуда это всё?

— Я не могу назвать каких-то конкретных заказчиков, мы не занимались расследованием этого вопроса. Могу предположить, что существуют разные категории «интересующихся» и не желавших добра этому концерту людей. Есть противники у нас как у петербургской компании. Есть те, кто со стороны считает, что все, что было сделано по этому концерту, было сделано крайне непрофессионально. Но моя глубокая убежденность — значительная часть негатива, помимо того, что он был обусловлен предвзятостью, происходит из невозможности попасть на концерт. Была жесткая аккредитационная политика, об этом мы заявили изначально. Билеты из свободной продажи, действительно, исчезли, как вы знаете, очень быстро. И при этом не могу согласиться с вами, что пиар был исключительно негативный. Было большое количество хороших сюжетов на лучших телеканалах и в лучших изданиях.

— У меня в памяти, например, остались высказывания Артемия Троицкого, что концерт доверили «не той» компании…

— Это вообще удивительный прецедент. Я всегда считал Артемия Троицкого независимым музыкальным критиком и был приятно удивлен, когда мне позвонила наша общая знакомая и сказала, что Артемий очень хочет познакомиться с нашей организацией и помочь в Москве, потому что Москва – это тяжелый мир и он очень нам сочувствует. Наш пиар-менеджер позвонил ему и они договорились о возможном сотрудничестве, причем Троицкого интересовали внутренние детали происходящего, которые известны только нам. Вскоре после этого, буквально через три или четыре дня, вышла статья… по моему, это был журнал Newsweek, который однозначно сдается в печать задолго до появления в продаже. И там господин Троицкий как один из «экспертов» громил нас по полной программе. Затем пошли телевизионные программы с его участием. Суть его высказываний фактически сводилась только к одному – концерт доверили не тем людям. Причем назывались конкретные концертные организации, которым, как он считает, этот концерт нужно было доверить. Обвинения были самые примитивные – буквально, что мы не знали, кому давать взятки в этом городе. Что нужно было просто пойти в правильный кабинет и дать правильным людям деньги. Я не ожидал, что журналист и критик, стоявший у истоков развития российского рока, опустится до подобных одиозных высказываний. Возникает вопрос – зачем это ему было нужно?

— Неужели не ходили по кабинетам с деньгами?

— Нет, и мы гордимся этим. Возможно, это было бы неизбежно, если бы с момента переноса концерту не оказывалась поддержка мэра Москвы и правительства.

— Представители ГУП «Кремль» и Владимира Киселева утверждали, что и он является одним из организаторов.

— С ГУП «Кремль» нами был заключен договор, на основании которого эта организация должна была обеспечить необходимые согласования для проведения концерта на Воробьевых горах. Как вы знаете, с этим возникли проблемы, а перенос концерта стал причиной многочисленных сложностей для организаторов, билетных компаний и, в итоге, для желающих попасть на концерт. Так как артистка не могла выступить в Тушино, где это предлагало сделать ГУВД, единственным возможным вариантом остались «Лужники», которые освободились после проведения жеребьевки Лиги Чемпионов УЕФА.

— Тем не менее, и после отмены Воробьевых гор Киселева называли одним из организаторов концерта.

— А это вопрос уровня внутренней морали. У этого концерта, судя по комментариям в прессе, оказалось очень много организаторов и партнеров… Я понимаю, что говоря об этом, я вызываю неудовольствие ряда видных московских деятелей, но, если вы открывали газеты и включали телевизор на протяжении последних 4-5 недель перед мероприятием, вы должны были заметить, что немало людей комментировало ситуацию от лица организаторов, показывая свою профессиональную вовлеченность, знание ситуации и при этом коверкая правду о концерте и вводя в заблуждение людей, многие из которых в итоге так и не поверили, что концерт состоится. Даже кадров прилета Мадонны в аэропорту «Внуково» оказалось недостаточно для этого.

— На Воробьевых горах действительно было сложно обеспечить безопасность?

— Безусловно, 34 тысячи человек, которые были запланированы, не представляли бы сложность ни для ГУВД, ни для частных охранных предприятий. Проблема заключалась в другом – в ГУВД появилась информация о том, что на Воробьевы горы продано 250 тысяч билетов. Безусловно, эта цифра вызвала смятение и сомнение: не авантюра ли все это мероприятие? Ведь сотни тысяч неконтролируемых людей в районе Университетской площади, вмещающей не более 50.000 человек, могли привести к давке и стать «ходынкой» двадцать первого века. Именно по этой причине ГУВД было против концерта на Воробьевых горах.

— А история с поиском бомбы на концерте – из той же цепи?

— По информации, полученной нами из ГУВД, это стандартное хулиганство. Не склонен считать, что это чьи-то замыслы сорвать концерт, так как у ГУВД есть своя система проверки подобных анонимных звонков и вряд ли подобная информация могла быть воспринята серьезно. На концерте было мощное обеспечение безопасности. К сожалению, это даже могло сказаться и на комфорте зрителей, так как в некоторые моменты казалось, что сотрудников безопасности больше чем зрителей. Особенно на подходах к стадиону. Но это было необходимо.

— Сколько все-таки в итоге было продано билетов на концерт и каковы его экономические показатели? Live Nation называет цифру более ста миллионов – доход от тура. Можно ли сказать, сколько выручили устроители московского концерта?

— Общие сборы от тура, по информации Live Nation, составили порядка 193 миллиона долларов. Насколько мне известно, это мировой рекорд. Близкие цифры собрал лишь юбилейный тур Шер, в котором она находилась в течении нескольких лет. А тут всего полгода, и такие колоссальные сборы. Московский концерт, вероятно, нельзя считать наиболее успешным концертом, но общий результат положителен. Live Nation и менеджмент артистки cчитают этот опыт успешным и подтверждают, что концерт состоялся на высоком уровне. Цифры я, увы, называть не могу – это прерогатива наших зарубежных партнеров. Могу сказать, что гонорар артистки составил несколько миллионов долларов и, возможно, был рекордным среди приезжавших в Россию артистов. Подчеркну – не частным образом, а с обычными концертами. Расходы на проведение мероприятия также составили несколько миллионов долларов, значительную часть которых составили постановочные и технические затраты на площадке. Главным результатом концерта можно считать то, что он показал готовность российской публики к концертам такого уровня. И если бы у нас было больше времени на организацию и реализацию билетов, этот концерт был бы супераншлаговым.

— Не было ли возможности привезти Мадонну к нам, в родной город?

— Этот вариант мог быть возможен, однако Мадонна могла выступить только с одним концертом. И, к сожалению, объективная доходность концерта в Петербурге была бы ниже.

— Но ведь и расходы были бы ниже.

— Не настолько ниже, чтобы это стало решающим фактором. Во-вторых, стадион Кирова, начало сноса которого было запланировано на лето, находился в достаточно плохом состоянии по сравнению с Лужниками. Конечно, можно было вложить деньги и создать к концерту необходимую инфраструктуру, нормальное обслуживание, но это затраты и дополнительная головная боль. Теоретически этот вопрос рассматривался, но серьезно к этому так и не подошли. Ну а проведение второго концерта параллельно с Москвой было бы невозможно из-за графика артистки.

— А кроме стадиона Кирова у нас в городе нет больших площадок?

— Нет. Появление нового стадиона «Зенита» может стать прорывом в развитии больших концертов в Петербурге. Тогда к нам смогут приезжать U2, «Металлика», Джордж Майкл. На следующее лето многие артисты находятся в сфере пристального внимания ведущих российских промоутеров, так как ожидается проведение европейских турне этих звезд. И, к сожалению, Петербург, видимо, не станет тем городом, куда большинство из них сможет приехать. Кроме стадиона «Петровский» и Дворцовой площади теперь проводить у нас open-air концерты негде. Есть, конечно, пригородные фестивальные пространства, но нельзя же отправить туда Джорджа Майкла или Элтона Джона с группой. Захотят ли администрация города и Эрмитажа пустить артиста уровня Джорджа Майкла на Дворцовую – большой вопрос. Остается только любимый петербуржцами стадион «Петровский», на котором не собрать больше 35 тысяч человек. К тому же график его использования зависит от игр «Зенита». Несмотря на понимание, с которым относится руководство «Зенита» и менеджмент стадиона к важности проведений подобных мероприятий, все равно интересы «Зенита» находятся во главе угла. В Москве существуют три стадиона достойного уровня – «Лужники», «Локомотив» и «Динамо». «Лужники» и «Локомотив» можно назвать аренами европейского уровня, хотя у «Локомотива» есть проблема – из-за узких въездов на арену ограничены технические возможности по установке оборудования. Туда просто не могут въехать большие краны. Ну а «Лужники» представляют фантастические возможности. На концерт Мадонны приезжали ведущие специалисты мирового шоу-бизнеса – и они были восхищены стадионом.

— А на «зенитовском» новом стадионе не будет сложностей с техническими вопросами?

— Я знаю, что руководство клуба думает об этом. Любой современный стадион предназначен не только для проведения спортивных мероприятий, но и для проведения концертов. Я уверен, что это заложено в концепцию японского архитектора, и думаю, что этот стадион будет на порядок выше «Локомотива» по всем возможностям.

— Какие технические сложности были при организации концерта?

— Сложности были и после концерта – в частности организация срочной отправки всего оборудования в Японию, в Осаку. Такого количества оборудования еще из Москвы на грузовых самолетах не улетало. Слава богу, наш таможенный брокер отработал на пятерку. Во время проведения концерта для защиты газона «Лужников» было использовано огромное количество разных видов защитных покрытий, в частности – из Петербурга со стадиона Кирова было привезено покрытие.

— Оглядываясь назад, а что вы все-таки считаете ошибкой и сделали бы по-другому, если бы взялись делать еще раз этот концерт?

— Возможно, одной из главных сложностей стала система распространения билетов. Мы хотели ограничить доступ спекулянтов к билетам и минимизировали число билетных компаний, работавших на концерте, ограничили и количество билетов в одни руки. Чем больше окошечек и лазеек, тем больше возможностей у спекулянтов. К сожалению, мы недооценили развитие этой «мафии». Бороться с ней, как выяснилось, фактически невозможно. По нашим оценкам, примерно 20 процентов билетов было скуплено спекулянтами. Это создало нездоровый ажиотаж и объективные неудобства для поклонников. Хотя на самом деле проблема спекуляции присутствует во всех странах. Я бы рекомендовал посетителям концертов заранее бронировать билеты и не покупать их у перекупщиков. А билетная индустрия России только начинает развиваться, ей нужно время. Главное – чтобы мы могли достойно принимать концерты мирового уровня и звезды будут к нам благосклонны.

Беседовал Михаил Гончаров,

Фонтанка.ру

29/09/2006 12:18

Фонтанка.ру

***