Напомним, что впервые «Царская невеста» была поставлена в сезон открытия Средне-Волжского краевого (Самарского) театра оперы и балета в 1931-32 гг. С тех пор спектакль «восстанавливался» в разных вариациях и стилистике еще 7 раз.

   Последней стала интерпретация режиссера из Челябинска, заслуженного деятеля искусств РФ Георгия Миллера. Приглашен Георгий Миллер был по инициативе дирижера, народного артиста Украины Яремы Скибинского, по совместительству являющегося музыкальным руководителем Самарского театра оперы и балета. Как рассказал нашему корреспонденту сам Георгий Миллер, с «Царской невестой» он уже «встречался» — в Алма-Ате и Казани. Но там у него была совсем другая задача. «Главным для меня был исторический аспект. Основное внимание я уделял историческим событиям – эпохе Ивана Грозного, пытаясь передать ее дух через красоту русской музыки в частности, и духовность русской культуры вообще». Совсем иначе Миллер подошел к опере Римского-Корсакова, которую он считает непохожей ни на одно другое произведение, ставя ее в Самаре. «Царская невеста» — опера о человеческих судьбах, о любви и ненависти. О том, что захватывает душу человека целиком, что заставляет совершать необдуманные поступки» — считает Георгий Миллер.

   Именно поэтому история о трагической судьбе третьей жены Ивана Грозного Марфы Собакиной – о выборе ее в «царские невесты» и о странной смерти, об опричнине и ее идеологе Малюте Скуратове, о любимце царя Грязном, о лекаре Бомелее – до сих пор актуальна. По словам режиссера, «Царская невеста» современна, естественно, не с исторической точки зрения (хотя для потомков это достойный и поучительный урок), а точки зрения человеческой. «Ассоциации, которые возникают, когда перед глазами разворачивается история о Марфе Собакиной и Иване Грозном, понятны нам сегодняшним так хорошо, что по неволе их непримиримость и одержимость мы переносим на себя. И эти чувства нам близки». Римский-Корсаков не рисует злодеев и ангелов. Он создает образы живых людей, которым свойственны как возвышенные, так и низкие поступки. Они грешат и каются. «Они как мы. Темные глубины и светлые стороны. «Царская невеста» — психологическая опера о человеческих подлинных чувствах. Это исследование души во всей ее палитре, во всех ее крайностях».

   Спектакль приурочен к 160-летию со дня рождения композитора. Работа над ним шла долго. И во многом по причине массовости. В спектакле занято четыре состава, то есть практически все артисты театра. По словам Георгия Миллера, все участники постановки, начиная с него самого и заканчивая реквизиторами, работали с азартом и неподдельным увлечением. Кроме того, постановка «Царской невесты» для Георгия Миллера была в какой-то мере дебютом, так как его амплуа как режиссера – комические лирические оперы. Первое представление «Царской невесты» состоялось в Русской частной опере (бывший Мамонтовский театр) 22 октября 1899 года. Тогда за дирижерским пультом стоял М.М. Ипполитов-Иванов, а декорации создавались по эскизам М. Врубеля. С тех пор «Царская невеста» стала одной из самых востребованных опер на русской сцене. Это объяснялось, во-первых, оригинальностью и высокими достоинствами музыкальной основы. Для Римского-Корсакова это была девятая опера, задуманная еще в молодости, в 60-е гг. 19 века, но написанная менее чем за полгода только в 1898 году, когда уже широко на сценах Санкт-Петербурга, Москвы, Парижа, Праги шли «Псковитянка», «Снегурочка», «Майская ночь», «Садко», «Моцарт и Сальери». Во-вторых, причиной популярности оперы является литературная основа, написанная Римским-Корсаковым совместно с его учеником И. Тюменевым по драме Л. Мея. Но самое главное – конфликт: столкновение государственной власти и судьбы отдельного человека, с его любовью, мыслями, чаяниями, простыми радостями и горестями.

*