В сентябрьские дни 1833 года в наших краях побывал Александр Сергеевич Пушкин. Исследуя историю Пугачевского бунта, он проехал по местам, где самозванец Пугачев объявил себя императором Петром Третьим, поднял восстание яицких казаков, грабил помещиков, но был разбит войсками Александра Суворова и впоследствии казнен. Собранные в этой поездке материалы легли в основу «Истории Пугачева» и повести «Капитанская дочка».

Весть о том, что великий русский поэт совершает путешествие по Поволжью, взбудоражила самарское общество. Однако Пушкин, дорожа своим временем, проехал мимо Самары. В его тетради остались лишь записи, свидетельствующие о том что он проследовал через несколько сел нашей губернии, в том числе через Смышляевку, в 20 верстах от Самары.

Историю этой поездки Пушкина по Средневолжскому краю проследил известный самарский краевед Анатолий Иванович Носков. Он собрал большой материал о самарских литераторах, в том числе и о Евгении Ворониной, записки которой про путешествие поэта были опубликованы в 1902 году в журнале «Русский архив».

Сведения эти оказались уникальными и легли в основу многих литературоведческих исследований о Пушкине. Анатолий Носков называет их «самарским ручейком, влившимся в могучую реку Пушкинианы».

Впрочем, и сам Анатолий Иванович внес большой вклад в исследование творчества поэта. Он даже обнаружил ошибку Александра Сергеевича, считавшего, что Самара находится на правом берегу Волги, и указал на истоки этой неточности.

В главе, где рассказывается о пленении и казни великого бунтовщика, Пушкин пишет, что Пугачева переправляли через Волгу «в Коспорье (нынешнем Кашпире), против Самары ночью, в волновую погоду». Из этих строк получается, что Самара находится на правом берегу Волги, тогда как испокон веков она стояла на левом.

Ошибка эта перекочевала из записок Антинга, адьютанта Суворова, которыми пользовался Пушкин в своей работе над «Историей Пугачева». В записках адьютанта Самара тоже находится на правом берегу. Впрочем, эту неточность могут заметить только специалисты.

*